Транспортно-логистическая отрасль столкнулась с острой нехваткой кадров: рынку недостаёт до 500 тысяч водителей грузовиков, в дефиците также оказались экспедиторы, механики, работники складов, IT-специалисты и топ-менеджеры. Об этом пишет Forbes, ссылаясь на статистику рекрутинговых порталов, общественных организаций и логистических компаний.
По данным Rabota.ru, из-за нехватки кадров 71% сотрудников компаний сферы логистики регулярно работают сверхурочно. HH.ru сообщает, что в минувшем мае количество вакансий в отрасли в сравнении с маем 2023 года выросло на 23%, а количество резюме — на 17%.
В транспортных компаниях отмечают, что основные причины нехватки кадров —демографический кризис 1990-х годов, пандемия COVID-19, а также СВО и санкции, на фоне которых произошла переориентация логистических маршрутов и вырос спрос на грузоперевозки внутри России.
В STALOGISTIC журналистам рассказали, что дефицит ощущается как среди линейного персонала, так и в топ-менеджменте. В «Бета ПРО» отмечают, что труднее всего привлекать именно линейный персонал, представителей рабочих специальностей. По данным Forbes, дефицит комплектовщиков оценивается в 20-30%, кладовщиков — в 20%, водителей складской техники — в 15%. Острее всего стоит проблема нехватки водителей: по данным объединения «Водители России», их нехватка оценивается в 25% (около 500 тысяч человек).
Логистические компании стараются привлечь кадры различными способами — с помощью улучшения социальных программ, систем материальной и нематериальной мотивации. Нехватка кадров в складской логистике компенсируется автоматизацией процессов.
— Сегодня мы готовы принимать на работу соискателей 50 лет и старше, трудоустраиваем женщин на такие традиционно «мужские» вакансии, как водитель погрузчика, — отмечает директор по персоналу «Курьер Сервис Экспресс» Галина Кезикова.
Основным способом привлечения сотрудников остаётся повышение зарплат: в NOYTECH Supply Chain Solutions отмечают, что за минувший год зарплаты на некоторых должностях выросли на 30%, в STALOGISTIC рост доходов линейного персонала за год оценили в 20-30%. В «Бета ПРО» журналистам рассказали, что по сравнению с началом 2022 года зарплаты выросли на 70-80%.
Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев рассказал, что из-за нехватки водителей во многих компаниях простаивают машины. Один день простоя обходится перевозчикам в 15-50 тысяч рублей. Зарплаты водителей также растут, и в тарифе на перевозку расходы на ФОТ сегодня составляют до 30% (в сравнении с 15-20% до 2022 года). Из-за этого, по прогнозам Strategy Partners, в 2024 году себестоимость перевозок может вырасти на 24%, а в 2025 — ещё на 11%.
Представители отрасли допускают, что проблема не решится даже в долгосрочной перспективе. Ольга Чернова из Boxberry считает, что сложности с персоналом сохранятся в течение ближайших 10-15 лет. Игорь Чернышев (SOTA Logistic) считает, что решить проблему нехватки водителей может привлечение сотрудников из ближнего зарубежья, например, из Беларуси. В Delko отмечают, что проблема нехватки водителей должна решаться комплексными мерами на уровне государства: если такие меры не будут приняты, до 2035-2040 года ситуация не улучшится.
Надежда Комиссарова («Бета ПРО») считает, что сложившуюся ситуацию нужно принять за данность и выстраивать бизнес-процессы, учитывая необходимость обучения, удержания и повышения лояльности сотрудников. Кроме того, компаниям необходимо использовать все возможные меры нематериальной мотивации и соответствовать рынку по уровню зарплат и условиям труда.