Дальнобойщик со стажем рассуждает о проблеме дефицита водителей грузовиков и приходит к выводу: решать её должны транспортные компании.
Перед вами перевод статьи с американского портала Smart-trucking.com. Её автор — дальнобойщик с солидным опытом — рассуждает о рекрутинге водителей и о проблемах, с которыми сталкиваются транспортные компании как в США, так и в России. И у нас, и за океаном основные причины дефицита дальнобойщиков — это резко ухудшившийся за последние годы имидж профессии, плохое отношение со стороны руководства и несправедливая оплата труда. Автор статьи уверен: решением этих проблем должны заниматься транспортные компании, ведь если их водители станут счастливыми, кадровый вопрос будет решён раз и навсегда.
* * *
Счастливый дальнобойщик вряд ли захочет увольняться, чтобы искать место потеплее. Он любит свою работу и доволен ей, ему нет нужды менять компанию. Но что делает водителя счастливым?
Множество факторов, и зарплата лишь один из них. Самая лучшая работа для дальнобойщика — не всегда самая высокооплачиваемая, есть и другие важные условия. Это:
- Справедливая оплата. Всегда ли оплачиваются простои и дополнительные работы, не говоря уже о часах вождения?
- График. Удобен ли он? Адекватны ли сроки доставки грузов, адекватно ли соотношение рабочих и выходных дней?
- Личные отношения. Нет ли проблем в общении с руководством, диспетчерами, логистами, сотрудниками компаний-клиентов? Нет ли конфликтов?
- Справедливое отношение со стороны работодателя. Отношение к водителю должно быть уважительным.
- Маршруты. Нравятся ли они водителю? К примеру, в США некоторые дальнобойщики ненавидят рейсы в восточные штаты.
- Время с близкими. Достаточно ли времени водитель проводит с семьёй, хватает ли ему «домашнего» времени? Многие дальнобойщики — настоящие трудоголики, они готовы работать, месяцами не бывая дома. Это их выбор, и, казалось бы, работодателю не должно быть до него дела… но в результате некоторые такие водители теряют семью. У счастливого дальнобойщика должен соблюдаться баланс между рабочим и «домашним» временем.
- Зарплата. В пересчёте на часы она часто несправедлива. Работаете на своём грузовике или в транспортной компании? Поделите свой доход за месяц на количество отработанных часов. Сколько вы получаете в час? Можно ли назвать вашу ставку справедливой? Часто это не так.
Индустрию автоперевозок в США называют жёсткой и холодной. С дальнобойщиками иногда обращаются как с собаками. Это неправильно даже с точки зрения бизнеса. Предпринимателям было бы гораздо проще нанимать водителей, если бы отношение к ним изначально было уважительным.
Не думаю, что где-то существует идеальная работа. Но если бы бо́льшая часть процессов в бизнесе автоперевозок выстраивалась правильно, работа позволяла бы водителям жить достойной жизнью, быть счастливыми людьми.
Лишь недавно отрасль осознала, что к профессионалам нужно относиться с уважением. В большинстве компаний водителей заставляли работать на износ, не считаясь с их интересами. Привлекательность работы снизилась — новичков, готовых сесть за руль, стало гораздо меньше. Так и возник дефицит дальнобойщиков.
Сосредоточьтесь на удержании, а не на привлечении
Счастливый дальнобойщик не станет увольняться. Компаниям приходится нанимать водителей — но гораздо важнее удерживать тех, кто уже работает.
Когда дальнобойщик видит, что работодатель не выполняет обещаний, данных при трудоустройстве, он понимает, что его обманули и увольняется. Сегодня индустрия только начинает осознавать, что в этом и кроется настоящая проблема. Не слишком ли поздно пришло осознание?
Компаниям не помешало бы завести сотрудников, которые возьмут на себя заботу о водителях: будут выслушивать их, помогать в решении проблем, следить, чтобы отношение к водителям было уважительным. Но многие перевозчики слишком сосредоточены на привлечении сотрудников, а не на их удержании.
Замечали, как большинство компаний проводит собеседования? Водителей приглашают в кабинет, расположенный на втором этаже или где-то в глубине здания, далеко от комнаты отдыха и ресепшна. Водитель с самого начала чувствует, что он не слишком важен для компании, раз кабинет расположен так далеко. Руководители компаний часто нанимают на должность рекрутёров и сотрудников службы безопасности людей, обладающих «зубами и авторитетом». Общение с ними может отпугнуть кого угодно.
Когда водитель говорит, что он устал, что с него достаточно и он хочет провести выходные дома после нескольких недель работы — должен найтись кто-то, кто услышит его. А потом пойдёт в диспетчерскую и скажет: «отпустите этого парня домой».
Компании должны научиться делать водителей счастливыми. Часто это совсем нетрудно. Иногда сотрудникам просто нужно, чтобы их точку зрения выслушали и приняли к сведению.
Если транспортные компании сделают дальнобойщиков счастливыми, дальнобойщики останутся работать у них на всю жизнь. К сожалению, раньше отрасль автоперевозок не уделяла внимания этому вопросу. Почему? Потому что не было необходимости!
Золотые годы грузоперевозок: когда у водителей были деньги
Давным-давно, в золотые годы автоперевозок жизнь дальнобойщиков, сказать по правде, тоже не была счастливой. Но тогда водители работали за очень хорошие деньги. Далеко не каждый из них был счастлив, но почти каждый хорошо зарабатывал.
Теперь за тяжёлую работу платят меньше, чем раньше. Так зачем водить фуру? Почему бы не устроиться, допустим, в строительную компанию и не проводить дома каждую ночь?
Сегодня перевозчики должны обращать внимание на потребности дальнобойщиков. Водителей больше нельзя обманывать, чтобы нанять — их уже и так очень часто обманывали, этот метод вербовки перестал работать.
Сделайте водителей счастливыми, и они останутся работать у вас. А за ними придут другие.