Алексей приехал в столицу из Сибири. Прежде чем сесть за руль Тонара, он полтора месяца работал таксистом — чтобы лучше узнать город.
Интервью у водителя взял ведущий YouTubе-канала VITOZ. Посмотреть видеоролик целиком можно здесь, а мы приводим стенограмму — самые интересные вопросы и ответы.
***
...самосвал заезжает на весы: они очень узкие.
А бывали случаи, чтобы машины переворачивались?
— Да. До этого я возил в Красноярске уголь, там машины каждый день переворачивались. Однажды видел, как машина упала прямо на водителя. Дверь была открыта, водитель стоял под ней, он чудом уцелел — так и остался стоять в опрокинувшейся кабине.
Хочу спросить про ущерб машине: это же огромные деньги.
— Они все в КАСКО, ущерб оплачивает страховая компания. Если водитель не виноват, ему дают новый грузовик, если виноват — просто увольняют. На прошлой работе нам давали 12 часов на рейс Балахта – Красноярск. Если заснёшь за рулём, ничего, дадут новую машину. А если встанешь и ляжешь спать, рейс не закроют: увидят, что машина стоит, если простой больше двух часов, рейс бесплатный. А заснул и попал в ДТП — ну, бывает, главное жив остался.
Как ты устроился на Тонар и насколько это было сложно?
— С моим 20-летним опытом сложностей не было. Сложно было найти фирму, которая платит достойно и в которой нормальные машины. А ещё нужен был опыт работы по Москве, Москва это отдельная история.
Я увидел объявление: требуется водитель такси, предоставляют жильё. Сел в самолёт, прилетел и устроился таксистом, чтобы более-менее ориентироваться. Не зная города, в столице работать нельзя. Заедешь на самосвале на Красную площадь — проблемы будут и у тебя, и у работодателя, и у Красной площади.
А как попал именно на Тонар?
— Всё на авито. Обратился в одну фирму, поработал, не устроило. На погрузках-разгрузках пообщался с водителями, узнал про другую, позвонил, приехал на собеседование. Был испытательный срок, я его отработал, их всё устроило и меня всё устроило.
Что проверяли на собеседовании, вождение?
— Вождение никто не проверял, механик поговорил со мной и всё понял. До этого я работал в «Негабаритике», а ещё раньше в Газпроме. Я неделю стажировался с другим водителем, ездил с ним на пассажирском месте, он показал мне объекты — и я поехал.
С жильём помогают?
— Да, снимают квартиру. Трёхкомнатная на три экипажа: в каждой комнате два человека, но по факту один, потому что когда один работает, второй отдыхает. Это бесплатно, и коммунальные услуги тоже оплачивает работодатель. Меня устраивает.
Какой график работы?
— Месяц работаешь, 15 дней отдыхаешь. Можно работать 20 дней и 10 отдыхать.
Расскажи про работу в такси. Как это было, сколько проработал?
— Проработал полтора месяца. Такси в Москве – это ад. Раньше таксисты были уважаемыми людьми, а сейчас ниже плинтуса. На тебя смотрят, как на…
Мне понравились коренные москвичи. Они вежливые, корректные. Если видят, что ты не туда поехал, всегда подскажут. А те, кто «понаехали», ждут, когда ты ошибёшься – и только тогда начинают возмущаться.
Есть конфликтные люди, которые садятся только ради того, чтобы поскандалить. Мне подсказали, что если видишь такого пассажира, можно ему сказать: я с тобой никуда не поеду, вызывай другую машину. Тогда они просто взрываются, кричат, ставят один балл. Бывает, пассажир едет и следит за тобой. Превысишь на 5 км/ч – ставит низкую оценку. Некоторые торопятся: едешь медленно – ставят низкую оценку.
В эконом-классе такая публика ездит. Я общался с водителями комфорт и комфорт+, там пассажиры намного спокойнее. Но я не мог поднять рейтинг до комфорта, всегда был на грани исключения.
Когда я работал на МАЗе, то привык, что мелкие поломки исправляю сам. Стартер, масло поменять… Как в твоей компании с мелким ремонтом?
— Сломалась однажды рессора: приехала бригада слесарей, привезли новую рессору и заменили. Scania обслуживается в Scania-центре, раз в месяц меняется масло, я составляю список, что нужно с ней сделать. Прицепы делают на базе те же слесаря. Участия я не принимаю, но вместе с ними мелочевку делаю для себя — крылья поправляю, чтоб все ровно было, фары меняю, проводочки. Машина живая, нужно уделять ей внимание — и тогда она всегда привезёт домой.
А если бахнет колесо в рейсе?
— Меняю сам.
Колёса здесь дорогие, с тебя ничего не снимают?
— Если бахнуло один раз, ничего не снимают. Если за неделю будет 2-3 колеса, то, наверное, возникнут вопросы. В нашей фирме колесо должно отходить 100 тысяч. Рассчитано на 300, но условия тяжёлые. 100 тысяч колёса ходят запросто, но бывает и раньше лопаются. Например, ремонт дороги, свежий асфальт с бортиком: если ты гружёный на него перестроишься, то 90%, что колесо порежешь. У сменщика была такая ситуация, претензий к нему не было.
Грузишься на одном карьере?
— Нет, их пять, все в одном направлении по Ярославке. И четыре места выгрузки, бетонные заводы.
Насколько я помню по своей работе, многие на солярке делали деньги. У вас такое есть? Датчики стоят?
— Да, стоят датчики. Кто-то сливает по пять литров, я не заморачиваюсь.
Выходит, эти времена закончились?
— Есть фирмы, в которых сливают, но зарплаты там ощутимо меньше. А нам оплачивают экономию, каждый сэкономленный литр. Кто-то в месяц до 15 тысяч на этом зарабатывает.
Регламент по расходу — до 48 литров на сотку. Кто-то может уложиться в 42. Я гружу хорошо, поэтому не укладываюсь. Экономить получалось, когда был Shell, качественное топливо, а теперь оно похуже, я лучше загружу побольше. Экономить трудно.
Тебе сразу дали иномарку?
— У нас только Scania. До этого были Volvo, они не выдерживали нагрузок. Через 300 тысяч их продали и оставили Scania.
Всегда нравилось в карьере грузиться. Я возил чернозём, это другая тема, а в карьере классно. Ощущаешь себя как в большой песочнице в детстве, и вот они машинки: тракторы, экскаваторы – как игрушечные, только больше.
— Не смотрят, я только говорю, сколько надо грузить.
Мы думали, что экскаваторщики — миллионеры. Представляешь, им каждый камазист даёт по сто рублей…
— Так и есть, на экскаваторах зарабатывают больше.
Чувствуется разница между гружёной и пустой машиной?
— Конечно, она аж кряхтит.
А сколько здесь передач?
— Три ряда по три и у каждой половинка.
Как начисляется зарплата?
— На круг уходит 5-8 часов в зависимости от пробок. Чем больше загружу и чем дальше увезу, тем больше заработаю. В среднем 2-3 тысячи за круг, два круга в день.
Можно ли ночью работать?
— Конечно, круглосуточно. На одной машине два человека: один два рейса сделал и меняются. График потихоньку сдвигается, и получается, что полмесяца работаешь в ночь, а полмесяца в день. Ночью работать легче.
У Scania есть система оценки водителей. Машина сама оценивает, как я ей управляю. Тем, кто ездит лучше и экономнее всех, выплачивают бонусы, до 15 тысяч.
Пятёрке лучших водителей, которые ездят давно, недавно подарили последние айфоны. Я работаю три месяца и нахожусь где-то в середине списка. А у лидеров между собой жёсткая конкуренция. Причём баллы рассчитаны на трассу, межгород, а мы работаем по московским пробкам в городском режиме. Так что их пятибалльные оценки дорогого стоят на мой взгляд
Это система производителя машин или твоей компании?
— Производителя, самой Scania. Механики и руководители всегда могут увидеть, как ты работаешь.
За этот рабочий день Алексей сделал два круга: первый начался в 5 утра, второй закончился в 18:20. Общий пробег составил 510 километров, а заработал водитель 5000 рублей – и ещё немного бонусов за экономичное вождение.