Рассказываем о распространённой схеме мошенничества, из-за которой многие перевозчики не получили честно заработанные деньги — и объясняем, как распознать злоумышленников и не попасть на их крючок.
Иван Перевозов (с ним мы познакомились в одной из предыдущих статей) припарковал свою фуру на бесплатной стоянке, расположенной на трассе М-7 между Москвой и Владимиром. Совсем недавно он выгрузился в Покрове и теперь хотел хорошенько выспаться, прежде чем решить, что делать дальше. Но несмотря на усталость, заснуть Иван почему-то не мог. Тогда он включил ноутбук и решил проверить, нет ли поблизости выгодных заявок.
Лучи заходящего солнца били в глаза сквозь запылившиеся стёкла, поэтому Иван занавесил окна в кабине. Он начал искать подходящие загрузки. Вскоре он нашёл неплохое предложение: крупную партию макаронных изделий нужно было отвезти из Орехово-Зуева в Тюмень. Погрузка завтра днём — как раз можно выспаться. Путь, правда, неблизок, но в пересчёте на километр деньги неплохие. Иван выехал из дома позавчера и был готов провести в пути ещё пару недель.
Перевозчик откинулся на спинку кресла и задумался. Груз выставил экспедитор: звёзды зелёные, отзывы хорошие. Работает недавно, но ведь и сам водитель начал работать на себя всего пару месяцев назад! Значит, нужно брать заявку. Только сперва проверить прогноз погоды – в марте в Сибири могут быть и метели, и морозы, и перекрытия дорог…
И всё-таки что-то тревожило Ивана. Он посмотрел, какие ставки предлагают за перевозку похожих грузов в том же направлении. Ставки были не намного, но всё-таки ниже. При этом грузов было не так уж и много: значит, большого ажиотажа на маршруте нет. Почему тогда экспедитор предлагает ставку на 10% выше рыночной? Торопится? Но до отправления почти сутки, за это время можно найти машину.
— Странно всё это, — сказал сам себе Иван.
И вздрогнул, услышав странный звук на улице.
Водитель приподнял занавеску и посмотрел в зеркало заднего вида.
Уже смеркалось, поэтому Иван не сразу сумел разглядеть тёмную фигуру, зачем-то подошедшую к фуре и наклонившуюся над топливным баком.
А когда разглядел – схватился за монтировку, открыл дверь и закричал:
— Эй, ты! Чего там забыл? По голове давно не получал?
Иван выскочил из кабины и тут же понял, что поступил опрометчиво: других машин рядом не было. В голове промелькнула мысль: злоумышленник может быть не один! Но незнакомец не стал отвечать разгневанному водителю и побежал в сторону леса. Всего за несколько секунд он успел перемахнуть через канаву и скрыться между деревьями.
Убедившись, что рядом никого нет, перевозчик осмотрел машину. Тент прицепа оказался целым, а крышка топливного бака валялась на асфальте. Закрыв бак, Иван вернулся в кабину.
— Хороший я водитель, — усмехнулся он про себя. — Решил на неохраняемой стоянке спать. Это ведь азы безопасности: не останавливаться на ночлег там, где нет камер и охраны. Фура, конечно, порожняя, но в баке дизеля тысяч на тридцать, да и запаска не лишняя. Поеду-ка я на охраняемую парковку, высплюсь да позавтракаю. А потом на свежую голову разберусь, что делать дальше.
Через час Иван добрался до охраняемой парковки и сразу уснул. Спал водитель беспокойно: ему снилось, что сломался двигатель, на ремонт не хватало денег, а заказчик отказывался оплачивать уже выполненный рейс и игнорировал претензионные письма.
Наутро Иван вспомнил о вчерашнем грузе, но не стал проверять, актуален он или нет — перевозчика насторожили завышенная ставка и небольшой стаж экспедитора. Вскоре он обнаружил другую интересную заявку от компании, работающей более десяти лет, и в тот же день отправился на погрузку во Владимир.
* * *
Спустя пару месяцев Иван на несколько дней застрял на выгрузке в распределительном центре торговой сети, называть которую мы не будем. Перевозчик корил себя («Обещал же я себе, что больше никогда не поеду на РЦ!») и коротал время, сидя в интернете и прогуливаясь по окрестностям.
На вторые сутки простоя он познакомился с коллегой, водителем необычного американского грузовика — бескапотного International 9800i. Такие машины в 2008 году начали собирать в Ленобласти, но грянул кризис — и производство свернули. С тех пор прошло немало лет, но и сегодня на наших дорогах можно встретить «российских американцев», которым повезло с рачительными хозяевами.
Вечером водители вместе отправились в продуктовый магазин, расположенный в ближайшем посёлке. Новый знакомый Ивана был угрюм и постоянно что-то проверял в мобильном телефоне.
— Кажется, с оплатой меня кинули, — объяснил он свою нервозность. — Два месяца назад макароны в Тюмень возил, с тех пор так и не заплатили. Ещё вчера обещали, что сегодня оплатят, а теперь и трубку брать перестали, и в мессенджере не отвечают…
— Дела! А что за компания?
— Да экспедитор какой-то, будь он неладен.
— Не из Орехово-Зуева макароны случайно?
— Оттуда. Неужели работал с ними?
Иван рассказал коллеге свою историю. Тот расстроился ещё больше, поняв, что попался на крючок мошенников — завышенную стоимость перевозки:
— Никому верить нельзя. Теперь буду под микроскопом всех проверять, прежде чем заявку подписывать!
Вернувшись в кабину, Иван включил ноутбук и в истории браузера нашёл паспорт того самого экспедитора. Звёзды у компании стали красными, а в паспорте появился десяток претензий от перевозчиков, так и не получивших оплату.
Ивану повезло: если бы он взял тот груз, то выполнил бы недешёвую перевозку бесплатно. К сожалению, многие другие перевозчики становятся жертвами этой мошеннической схемы.
Рассказываем, как действуют мошенники и как избежать встречи с ними.
Как действуют мошенники?
Сперва они выкупают взломанный заброшенный аккаунт на ATI.SU или заводят новый, регистрируя его на недавно созданное ИП или юрлицо. Такое ИП или юрлицо может быть оформлено на «номинального руководителя» (чаще всего такими руководителями за небольшую мзду становятся малоимущие граждане, взыскать с которых что-либо практически невозможно).
Затем мошенники некоторое время «отыгрывают» роль добросовестного экспедитора, выполняя свою работу. Чтобы не утруждать себя переговорами и согласованиями, они могут отдавать грузы перевозчикам практически бесплатно, т.е. не прибавляя маржу к стоимости, которую платит грузоотправитель.
Когда у компании появится достаточное количество положительных отзывов, а паспорт участника ATI.SU при беглом осмотре не будет вызывать подозрений – мошенники реализуют свой умысел. Они набирают как можно больше заказов и передают их перевозчикам. Полученные от заказчиков деньги присваивают себе -- и исчезают.
Как не стать жертвой злоумышленников?
Как и во всех остальных случаях, связанных с мошенничеством, важнее всего проверять контрагентов. Тех, с кем сотрудничаете впервые, следует проверять особенно тщательно — но и тех, с кем вы уже работали, также стоит проверять с определённой периодичностью либо после долгих перерывов в сотрудничестве.
Подробную инструкцию по проверке контрагентов мы публиковали в январе. По ссылке можно скачать чек-лист, который превратит самостоятельную проверку участника ATI.SU в простую и быструю процедуру.
Не пожалейте 10-15 минут и тщательно изучите эту инструкцию: она может спасти ваши деньги и бизнес.
Перечислим признаки, которые могут говорить о том, что вы имеете дело с мошенниками, встречи с которыми смог избежать Иван Перевозов:
- завышенная ставка или небольшая разница между ставками с НДС и без НДС (не 15-20, а 5-10%);
- наличие недавно добавленных связанных фирм в паспорте участника ATI.SU или связанных фирм, зарегистрированных не в одном регионе с основной компанией;
- наличие недавно добавленных контактов (телефонные номера также можно проверить на привязку к региону — если они зарегистрированы не в одном регионе с основной компанией, это тревожный сигнал);
- провалы в графике активности (в паспорте участника ATI.SU вкладка «Активность») или небольшой (2-3 месяца) срок деятельности;
- отсутствие свежих рекомендаций, большие перерывы между старыми и новыми рекомендациями — либо «всплеск» новых рекомендаций после перерыва: он может говорить о том, что мошенники пытаются создать аккаунту хорошую репутацию.
Проверяя контрагентов, настоятельно рекомендуем использовать наши чек-листы (форматы .pdf, .png, .pptx).