Из-за нехватки водителей простаивает до 10% машин в автопарках российских транспортных компаний.
Бизнес-объединение «Деловая Россия» обратилось к правительству с просьбой отменить региональный патент для иностранных водителей грузовиков. Об этом пишут «Ведомости».
Источники издания отмечают, что сегодня дефицит водителей приводит к простою грузовой техники и приносит убытки перевозчикам.
В одной из транспортных компаний журналистам рассказали, что иностранцы, желающие работать водителями в России, должны получать патент на работу. Патент действует лишь в том субъекте федерации, где был получен — таким образом, иностранный водитель не имеет возможности развозить грузы по разным регионам страны и ограничен работой лишь в одном из них.
В FM Logistic отметили, что проблему можно решить, заключив договор на перевозку в регионе по месту получения патента — тогда для осуществления перевозок в другие регионы получать его снова не придётся. Отметим, что так же юристы советуют поступать предпринимателям, получившим налоговый патент (в рамках ПСН), который тоже привязан к конкретному региону России, отмечая при этом, что не каждый заказчик согласится заключать договор в регионе регистрации ИП.
Другие перевозчики, с которыми побеседовали журналисты, подтвердили, что дефицит водителей действительно усугубляется. В Sota Logistic сообщили, что нехватка водителей особенно обострилась осенью 2022 года. Отмена патентов, по мнению представителей компании, могла бы снять «серьёзный бюрократический барьер» и привлечь в этот сектор экономики новые кадры.
По данным Delko, дефицит водителей сегодня составляет около 160 000 человек. Из-за этого в автопарках российских транспортных компаний простаивает в среднем около 10% машин.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин также отмечает нехватку водителей и объясняет её двумя причинами. Во-первых, часть работников была призвана во время частичной мобилизации из-за востребованности их специальности, а во-вторых, профессия дальнобойщика сегодня непопулярна среди молодёжи.
Стоит отметить, что именно непопулярность профессии, её низкий престиж многие эксперты называют основной причиной нехватки водителей. Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина отмечает, что дефицит дальнобойщиков отмечается давно, а средний возраст водителей приблизился к 50 годам: профессия стремительно стареет. По мнению эксперта, стоимость патентов для водителей необходимо унифицировать во всех регионах России.
В то же время в Минтруда отмечают, что по массовым профессиям предложение со стороны соискателей даже превышает спрос. В государственной системе «Работа России» зарегистрировано 388 тыс. резюме водителей, 35 тыс. из них — с навыками, необходимыми для вождения грузовиков. В то же время работодатели зарегистрировали 99,5 тыс. вакансий, и лишь 4 тыс. из них — вакансии водителей большегрузов. Таким образом, речи о дефиците специалистов сегодня не идёт.