← Дзен

«Ты можешь уйти из дальнобоя, но дальнобой из тебя не уйдёт никогда»

Водитель большегруза Евгений — о любви к профессии, условиях труда, зарплатах водителей и низкой рентабельности бизнеса в грузоперевозках.

Ведущая Youtube-канала lenoki Елена отправилась в рейс с водителем большегруза Евгением и взяла у него интервью. Приводим стенограмму и показываем самые яркие моменты.


Что за рейс, куда ты едешь?

— Это самый длинный рейс, который только может быть в России. Я возвращаюсь с Дальнего Востока, ездил из Москвы в Уссурийск. Выгрузил бананы и загрузился «алиэкспрессом», китайскими товарами: сумки, перчатки, обувь.

Сколько времени занимает такая дальняя дорога?

— Зависит от заказчиков. Сейчас у меня «экспресс-рейс», очень быстрая доставка. Из Москвы до Уссурийска я добрался на девятые сутки. Дрога вышла тяжёлая, в Забайкальском крае и Бурятии шёл снег. По снегу в сутки проходишь меньше, чем по сухой дороге.

Там ты отдыхал?

— Нет, выгрузился и сразу же взял обратный груз.

Пустым ты не ездишь?

— Нет, такого не бывает.

Что у тебя за машина?

— Volvo FH 2017 года. Машине пять лет, пробег 746 тысяч километров, 350 из них проехал я. А сам я вожу грузовик с 1 марта 2020 года. До этого работал на «Тонарах», самосвалах.


Как ты к этому пришел?

— Я с детства увлёкся грузовыми машинами. Мой отец всю жизнь работал на разных большегрузах, я катался с ним, любовь к рулю, к дороге привита с детства. Пошёл учиться в военное училище, 11 лет отслужил в армии, в 2017 году у меня закончился контракт и я решил его не продлевать, потому что понял, что живётся мне скучно. Отучился, получил категорию Е. Почти год работал в Калининграде на самосвале, но заработки были печальные, 35-40 тысяч. Работа на «Тонаре» — это постоянная грязь.

Но там график. А здесь ты практически живёшь в машине?

— Да, я этого и хотел!

Сколько литров в топливных баках?

— 1350. Если заправлять пустой бак доверху, уйдёт примерно час. На некоторых АЗС есть толстые, грузовые пистолеты, там заправиться можно гораздо быстрее. На полную заправку может уйти много времени, если на АЗС нет специальных «грузовых» пистолетов.

Мне нравится езда по трассе из одного города в другой: более интересная работа. Я практически объехал всю страну: от Калининграда до Владивостока. Не был только на Камчатке и на Севере. Знаю Россию от края до края.

Мне хотелось именно этого кайфа от дороги. Едешь, кайфуешь, остановился — в кафешку сходил, пообедал, в баньке попарился.

Ты какую-то жизнь сейчас описываешь совершенно далекую от работы.

— Обычная дальнобойная жизнь. Просто у многих искаженные понятия.

Есть такая поговорка: ты можешь уйти из дальнобоя, но дальнобой из тебя не уйдет никогда. Коллеги, у которых 10-15 лет опыта говорят, что бросали эту работу уже несколько раз, но потом срывались: проходит месяц — тянет, аж сбежать из дома хочется!

Многие сюда приходят от безысходности, от того, что, может быть, они ничего другого не умеют делать. И слышишь потом: «Вот, в дальнобое всё плохо, не заработать». Это люди, которые не любят свою профессию, они приходят сюда, потому что их жизнь заставила. А я свою работу люблю.


Как ты выбираешь, где остановиться на обед?

— Сейчас я знаю практически все места, где вкусно кормят, где нормальная еда и соответствующий ценник. Я знаю заранее, где буду обедать и ужинать. Если у кафе стоит много фур, значит, тут вкусно готовят.

А ты готовишь в машине?

— Да, у меня есть плитка, сковорода и кастрюля. Иногда не получается заехать в кафе, например, когда ждёшь загрузки или выгрузки в промзоне, рядом с которой ничего нет.

Мы едем, и я не могу свыкнуться с мыслью, что у нас такая большая машина. Здорово, что ты видишь дорогу так далеко, контролируешь ситуацию. Но когда мы перестраиваемся, я постоянно забываю, что у нас за спиной огромный «хвост».

— Да, это важный момент. Нужно обязательно смотреть в зеркала, чтобы «хвостом» никого не скинуть в обочину.


Что не нужно делать рядом с фурой?

— Очень хороший вопрос, и хотелось бы, чтобы люди это знали!

Не нужно ехать рядом с фурой! У нас иногда взрываются колёса: и стёкла выбивает, и бампера отлетают, и запчасти летят на встречную полосу, разбивая стёкла легковушкам. В колесе грузовика 10 атмосфер, взрыв очень серьёзный.

А правда, что колёса взрываются в основном сзади?

— Да, передние взрываются реже. Чаще взрываются колёса на прицепе, потому что там груз, основная масса. Взорваться могут как на ходу, так и в пробке. В основном взрываются летом, потому что температура высокая.

Спасибо, теперь у меня новая фобия! А что делать в пробке, если оказался рядом с фурой?

— Стараться, чтобы колесо было не напротив твоего стекла.

О чём ещё нужно знать?

— Есть так называемая мёртвая зона справа и чуть спереди от кабины. Никогда не пытайтесь влезть в полосу перед фурой, водителю очень сложно заметить легковушку! И на трассе никогда не надо прижиматься к фуре. Случиться может всякое: водитель не успеет затормозить, а машина большая, 40 тонн веса.

Не надо нас хаять на подъёмах. Да, мы вас замедляем, но иначе мы не можем. Машина тяжёлая, мы везём груз и едем в гору медленно не по своей прихоти.


Встречаются ли на трассе девушки лёгкого поведения?

— В подробности вдаваться не буду, но скажу, что древняя профессия до сих пор существует. Сам я к их услугам не обращался, для меня это аморально.

Как у тебя на личном фронте? Возможно ли с такой работой иметь отношения?

— Всё зависит от отношений. Многие девушки ждут своих парней или супругов, относятся к вахтовой работе с пониманием. А многие не могут с этим смириться, им нужно, чтобы мужик был дома каждый день. Если не кривить душой, то многие семьи распадаются из-за этой работы.

Но дальнобойщики, опять же, бывают разные. У меня рейсы на Владивосток, которые занимают 22-23 дня. А кто-то катается с Москвы на Питер и бывает дома через день, это напрягает не так сильно. Так что всё зависит от длительности рейсов и от девушки: готова ли она ждать?

Сколько зарабатывает дальнобойщик?

— На зарплату влияет много факторов. В первую очередь она зависит от компании и от того, сколько водитель проезжает за сутки. Большинство компаний платит за пробег, за пройденные километры. 20 тысяч километров умножаем на ставку (допустим, 7 рублей) — получается 140 тысяч рублей.

Зарплата также зависит от длительности рейса. Бывают рейсы короткие: сегодня выгрузился, завтра загрузился. Потратил время на погрузку и выгрузку, ждал, пока найдётся обратный груз. И за всё это время тебе не заплатят. Пока я стою, я ничего не зарабатываю.

Я считаю, что в среднем дальнобойщик, который не бухает и не халтурит, может получать 100 тысяч рублей.

Это после вычета трат на еду?

— Все едят по-разному. Кто-то сидит на дошираках, но я на еде не экономлю. В моей компании выделяются суточные, около 500 рублей. В месяц 15 тысяч я проедаю казённых и 15 тысяч своих, итого 30 тысяч уходит на еду, в среднем тысяча в день.


Какой была самая большая зарплата?

— Как-то зимой после рейса на Дальний Восток получил 168 тысяч.

Куда тратишь такие деньжищи?

— Складываю аккуратненько в чемоданчик и жду лучших времён. Отпуск, отдых, одежда, гаджеты, квадрокоптер купил.

Как работа в плане безопасности? Сталкивался ли с криминалом?

— Нет, сегодня такого нет, я никогда не встречал и думаю, что это в прошлом. Не сталкивался ни с рэкетом, ни с вымогательством.

Хотя один неприятный момент был, когда я спал и у меня украли запасное колесо. Я проснулся, вышел и вижу, что паллетник открыт. Вытащили два колеса — одно укатили, второе лежало на опушке леса. Взял фонарь, монтировку и побежал искать грабителей. Никого не нашёл. Стоит одна запаска, диск с новой резиной, порядка 50 тысяч.

Вспоминаю сериал дальнобойщики: герои там ездили в паре. А почему сейчас не ездят?

— Сегодня есть такие компании, где водители работают парой. У них машина едет без остановок (только поесть-попить). Соответственно, и цена за рейс другая. Такое есть у Wildberries, там всегда два водителя. За себя скажу — я не готов с кем-то вдвоем постоянно жить и ездить на дальние расстояния.

Волк-одиночка? Необщительный человек?

Дело не в общении. Дело в комфорте, в быту. В кабине двоим тесно.


Мы едем, а рация не умолкает. Когда кто-то идёт на обгон, ему говорят, свободна ли дорога. Водители предупреждают друг друга об опасных ситуациях. Так круто!

— Говорят, что дальнобой уже не тот. Что в былые времена все друг другу помогали, а сегодня это уже не так. Когда у меня что-то случалось — например, взрывались колёса и я менял их на обочине — никто ни разу не остановился, чтобы помочь. Но я никого не осуждаю и прекрасно понимаю, что у всех свои сроки доставки. Если пытаться помочь всем, кого заметишь на дороги, ты не уложишься в сроки и получишь штраф. Вроде и хочется помочь, но каждый час на счету.

Время работы как-то фиксируется?

— Да, тахографом. В него вставляется карта с чипом. Можно сделать распечатку и посмотреть, сколько я ехал, сколько отдыхал, сколько спал. Всё учитывается до минуты.

Ещё ты рассказывал, что тебе как-то навстречу прилетела корова.

— Был случай, год назад, рейс на Дальний Восток. В Забайкальском крае я сбил трёх коров. Их было шесть, три успели перебежать на встречную полосу, а троих я разом сбил на скорости 85 км/ч.

Ты их не видел?

— Был туман, ночь, они внезапно вышли, и я не успел остановиться.

А что в таких ситуациях делают? Мясо забирают?

— Вызывают сотрудников ДПС и оформляют ДТП.

Неужели и правда удобно водить без обуви?

— Очень удобно. Я большую часть времени еду на круизе и педали нажимаю только при обгонах.

Сколько стоит такая машина?

— Сегодня вместе с полуприцепом в районе 15 миллионов.


Эта машина твоя?

— Нет, я наёмный водитель в компании.

Покупать такую машину в лизинг сегодня невыгодно, с нынешними ставками и расходами на топливо и запчасти будет очень трудно её содержать. Думаю, работа будет в минус.

А задача водителя проще: приехать, загрузиться, довезти груз, выгрузиться и заполнить документы.

Какие у дальнобойщиков профессиональные болезни? Наверняка спина, потому что сидячий образ жизни.

— Лучше спрашивать тех, кто за рулём 30 лет. Я-то молодой. А так да: спина, геморрой. Кто-то питается колбасой, хлебом и чаем, тоже могут быть проблемы.

Зачем ты завёл YouTube-канал?

— Я люблю снимать видео, мне нравится процесс. Я увидел отдачу и начал получать обратную связь, понял, что людям это интересно. Среди моих подписчиков много людей, которые хотят стать дальнобойщиками, причём часто это взрослые люди, 55-65 лет. Один из них написал: «Мне 60 лет, я полковник в отставке, всю жизнь отдал армии, но всегда мечтал стать дальнобойщиком. Спасибо за ролики: благодаря тебе я как будто бы путешествую в кабине!».


Дальнобойщику, наверное, недостаточно просто водить машину, нужно быть немного механиком? Что будет, если сломаешься где-то далеко?

— Такого нет, что я должен в тайге движок перебирать. Если случится какая-то серьёзная поломка, вызывается эвакуатор, и машина тянется до сервиса. Если есть возможность доехать своими силами, добираешься до сервиса сам, и спецы устраняют неполадки. Но понимание работы машины должно быть, чтобы ты мог определить причину поломки и понять, сможешь ли добраться до СТО.

* * *

— Дальнобойщик — это как моряк дальнего плавания, покоряющий земные просторы нашей огромной страны, — подводит итог беседы Елена. — Бродячая жизнь или работа мечты? Пара дней, проведённых в рейсе с Женей, конечно, не полностью раскрыли данную профессию. Зато я сумела осуществить свою детскую мечту, как и Женя, который когда-то, маленьким мальчиком, держась за руль папиной большой машины, мечтал её водить.