Что такое логистика, чем занимаются специалисты, посвятившие себя этой профессии и в чём её плюсы и минусы?
Кто такие логисты? Это специалисты, отвечающие за хранение и перевозку грузов. За простой формулировкой скрывается огромная сфера деятельности и большое разнообразие организационных и управленческих процессов.
Логисты есть не только в транспортных компаниях; они работают на производственных и торговых предприятиях, в частных и государственных структурах — иными словами, в любых сферах, так или иначе связанных с перевозкой грузов.
Для наглядности представим простую логистическую цепочку. Хлебозавод выпекает батоны, свежие и с хрустящей корочкой. Их закупает сеть продовольственных магазинов: сперва фура везёт батоны в распределительный центр, а оттуда они разъезжаются по торговым точкам. Сколько логистов здесь будет задействовано?
Во-первых, логист, работающий на хлебозаводе: он будет согласовывать отгрузки.
Во-вторых, логист продовольственной сети: он искать машины для перевозки и согласовывать время их загрузки и выгрузки.
В-третьих, логист транспортной компании, к которой обратится за услугами перевозки логист продовольственной сети. Он будет отвечать за своевременную подачу транспорта.
В-четвёртых, сотрудник распределительного центра, который примет груз, разобьёт его на партии и отправит в магазины. Такие функции иногда выполняют сотрудники склада, но вне зависимости от того, как называется их должность, они тоже занимаются логистикой.
Это самый простой вариант. На деле бывает сложнее: например, сотрудник торговой сети закажет фуру не в транспортной, а в экспедиционной компании, и тогда в схеме появится посредник, диспетчер. Но сути это не меняет: логистика присутствует практически везде.
Обязанности логиста
Менеджер по логистике - понятие растяжимое: на рекрутинговых порталах так называют и сотрудников транспортных компаний, подыскивающих загрузки для машин, и сотрудников предприятий, подыскивающих машины для перевозки грузов.
Следует отметить, что грузы перевозят не только машинами: перевозки бывают железнодорожными, морскими, воздушными и интермодальными (когда в ходе одной перевозки используются разные виды транспорта). И организаторы всех этих перевозок тоже являются логистами.
Нередко менеджер по логистике занимается не только организацией, но и продажей транспортных услуг, обеспечивает принадлежащий компании транспорт работой. На жаргоне таких логистов иногда называют «продажниками».
У экспедиционной компании транспорта может и не быть. В таких компаниях логисты ищут и машины, и загрузки для них, выступая посредником между заказчиком и исполнителем перевозки. Возникает вопрос: зачем нужны эти посредники? Причин для их существования множество. Некоторые производственные предприятия отправляют грузы так часто, что ни один перевозчик - даже с самым обширным автопарком - не сможет покрыть их потребности в транспорте, а работать с большим количеством мелких перевозчиков накладно. Чтобы не содержать большой штат логистов, такие предприятия перекладывают свои заботы на плечи экспедиционных компаний.
Организация логистики — задача непростая: от логиста требуются определённые личные качества (аналитическое мышление, усидчивость и внимание, умение общаться с людьми) и глубокое знание специфики. Логист должен в совершенстве знать свою отрасль, специфику грузов, транспорта и документооборота, ориентироваться в законодательстве и знать юридические тонкости оформления перевозок.
Как работает логист?
Преимущественно – за компьютером. Помогают ему в этом адаптированные для нужд логистики CRM, специальные программы и сервисы. С их помощью можно вести клиентскую базу и оформлять необходимые для перевозки документы.
По долгу службы логистам приходится часто общаться по телефону с клиентами (заказчиками перевозок) и их непосредственными исполнителями – водителями грузовиков.
Само по себе слово «логистика» происходит от греческого «logos» - мысль. И действительно, думать логистам приходится много: важная часть их работы – это планирование маршрутов, логистических цепочек. Если логист работает в транспортной компании, ему необходимо подбирать самые выгодные заказы и планировать маршрут таким образом, чтобы сократить до минимума (а лучше и вовсе исключить) порожний пробег. Задача не самая простая, так как иногда объект, на который необходимо доставить груз, находится в каком-нибудь захолустье.
Если же логист работает на предприятии, которому необходимо осуществлять грузоперевозки, перед ним стоит другая задача: снизить транспортные расходы, найти самое выгодное предложение.
И грузы, и транспорт логисты обычно ищут в интернете, на биржах грузоперевозок. Крупнейшая Биржа грузоперевозок в России и СНГ – ATI.SU; на ней вы сейчас и находитесь.
Организация перевозки – это не только планирование и телефонные разговоры, но и бюрократия. Логистам приходится заниматься оформлением и проверкой документов, проверять на добросовестность контрагентов, согласовывать порядок оплаты и следить за дебиторской задолженностью. Последнее особенно важно: перевозки обычно оплачиваются с отсрочкой, спустя несколько недель или даже месяцев после их совершения.
Важная деталь, о которой нельзя не упомянуть: логистам часто приходится перерабатывать и решать какие-то рабочие вопросы после окончания рабочего дня. Такова специфика профессии: сотрудник уходит домой в пять или шесть часов вечера, но перевозки не останавливаются ни на минуту, и заминки могут возникнуть на любом их этапе.
Где учат на логиста?
Узнать основы логистики и получить заветный диплом можно в высших и средних учебных заведениях. Таких в России достаточно, они есть практически в каждом крупном городе.
Высшее образование необходимо логисту далеко не всегда. Например, транспортные компании, специализирующиеся на внутрироссийских автомобильных перевозках, проводя рекрутинг, зачастую не обращают внимания на наличие или отсутствие «корочки».
Тем не менее, иногда «вышка» может оказаться полезной. Компании, занимающиеся международными, интермодальными, контейнерными перевозками при найме сотрудников могут обращать внимание на соискателей с высшим образованием. Это неудивительно: чем сложнее перевозки, тем больше тонкостей нужно знать их организатору. Академические предметы вроде менеджмента или макроэкономики вряд ли понадобятся логисту, работающего с внутрироссийскими автомобильными перевозками. А вот специалисту, занимающемуся организацией международных цепочек поставок, они могут пригодиться.
Проще говоря: высшее образование никогда не будет лишним. И всё же в объявлениях о найме требование диплома встречается очень редко. Для соискателей это несомненный плюс.
Сколько платят логистам?
Логистов условно можно поделить на два лагеря: это сотрудники, получающие фиксированный оклад и сотрудники, получающие процент от стоимости заключенных сделок или обработанных заявок. Последние — в подавляющем большинстве.
Вернёмся к нашей схеме с хлебозаводом. Логист, работающий на нём, скорее всего, будет получать фиксированную сумму, так как и объём работы у него либо не изменяется, либо изменяется медленно. Логист транспортной компании, который займётся организацией перевозок продукции этого завода, будет получать сдельную зарплату: в неё войдёт вознаграждение за работу с конкретным хлебозаводом и с другими отправителями. Чем больше транспорта он загрузит работой, тем больше денег принесёт компании и тем выше будет его зарплата.
В автомобильных грузоперевозках сдельная зарплата у логистов встречается повсеместно, хотя зачастую она включает в себя небольшую фиксированную часть (обычно 20-40 тысяч рублей), которая будет выплачена в любом случае, даже если работа совсем не заладится.
По данным портала Zarplan.ru, средняя зарплата логиста в России — 72 489 рублей. Такая цифра кажется нам вполне правдоподобной.
Успешные логисты в транспортных компаниях, наработавшие большую клиентскую базу и «ведущие» одновременно 5-10 перевозок, в крупных компаниях могут получать 100-150 тысяч рублей и даже больше. У специалистов, работающих с интермодальными и международными перевозками, зарплаты могут быть ещё выше.
Однако встречаются и сравнительно небольшие зарплаты с «вилкой» от 20 до 40 тысяч рублей — это либо «стартовые» должности в транспортных компаниях, либо должности на небольших предприятиях, в регионах. Размер оклада в таком случае напрямую привязан к требуемой квалификации.
Стоит ли идти в логистику?
Логистика – это перспективная и стремительно развивающаяся сфера. Нынешний финансовый кризис, безусловно, повлиял и на неё, однако говорить о каких-то фатальных последствиях не приходится. Грузопотоки перестраиваются с запада на восток, многие компании открывают для себя новые направления, и работы у их сотрудников меньше не станет.
Бытует мнение, что логистика – чуть ли не единственная отрасль, в которой человек без высшего профильного образования может быстро освоиться и начать хорошо зарабатывать.
На деле размер зарплаты зависит от многих факторов, но подавляющее большинство компаний действительно не требуют от кандидата наличия диплома. Логистика – это сфера, в которую довольно легко попасть.
Если вы хотите попробовать себя в логистике, учтите: ориентироваться только на зарплату и карьерные перспективы бессмысленно. Для успешной работы в логистике соискателю необходим определённый склад характера. Работа логиста – это постоянное общение, отслеживание транспорта, подготовка и сверка документов, составление новых маршрутов. Профессия логиста подойдёт человеку собранному, внимательному и целеустремлённому – другим будет непросто добиться высоких зарплат и карьерного роста.
В то же время важно понимать, что ничего сверхсложного в этой профессии нет. В логистике работают миллионы человек, и все они когда-то начинали со стажерских должностей, а трудности, с которыми придётся столкнуться новичку, вполне преодолимы.