← Дзен

На одно лицо: «захватят» ли Россию среднетоннажники с китайскими кабинами?

фото: auto.ru

За последние годы появилось несколько моделей знаковых российских среднетоннажных грузовиков с кабинами китайского производства. Пытаемся разобраться: будет ли это тенденцией или же отечественные производители продолжат искать свой особый путь.

Россияне с «головами» китайцев

Как вы могли догадаться, упомянутыми выше среднетоннажными грузовыми автомобилями стали: новый ГАЗовский бескапотный «Валдай-NEXT» и КАМАЗовский «Компас». Первый гордо носит «голову» от Foton, а второй — от JAC, оба бренда — представители Поднебесной.

Валдай «Валдай-NEXT» выделяется своей кабиной из всего семейства среднетоннажников Горьковского автозавода. Также этот автомобиль оснащён американским дизельным двигателем Cummins 2.8, новой 6-ступенчатой «механикой» ГАЗ-овской разработки и шасси от более тяжёловесного «ГАЗона-NEXT».


Фото: gazelleclub.ru

Дизайн кабины «Валдая-NEXT» почти аналогичен китайскому Foton Ollin CTS образца 2016 года. Для этой модели ГАЗ закупает штампованные китайские детали и уже на собственных мощностях осуществляет варку и покраску кабины, а потом стыкует её с рамой своего производства.

У нового грузовика оригинальные кронштейны торсионной подвески кабины, иначе расположены крепление передних амортизаторов и стабилизатора, пришлось подружить штатную электрику кабины с электропроводкой шасси.

Решение о заимствовании кабины напрашивалось само собой: поскольку в линейке Горьковского автозавода последний раз бескапотный грузовик выходил почти четверть века назад, заводу было проще наладить партнёрство с кем-то из игроков рынка, нежели на скорую руку изобретать велосипед.

Осуществив эту задумку, ГАЗ сэкономил 728 мм в сравнении с капотным предшественником «Валдая-NEXT».

Все достоинства фотоновской кабины доступны и водителям «Валдай-NEXT»: бортовой компьютер, 2-DIN мультимедийный комплекс, предпусковой подогреватель, круиз-контроль с управлением на руле, кондиционер, тахограф, регулировка рулевой колонки по вылету и высоте, электроподъёмники стёкол и электрообогрев зеркал с системой пассивной безопасности, трёхместное сиденье, среднее кресло которого трансформируется в столик. Зажигание, запирание кабины и бензобака осуществляется при помощи одного выкидного ключа.

КамАЗ «Компас», как уже сказано выше, при рождении получил кабину «китайца» JAC, предположительно от линейки - N-Series.

Перед «Валдаем-NEXT» у этого КамАЗА есть существенное преимущество - версия кабины со спальным местом, расположенным за сиденьями. Видимо, благодаря этому факту «Компас» в профессиональной среде задолго до его выпуска окрестили «Убийцей ГАЗелей»: всё-таки, когда водитель работает на длинном плече, спальник — вещь незаменимая. От Камского автозавода у «Компаса» как минимум несущая рама, лонжероны и грузовая платформа.

«Компас» указывает на Россию

В конце мая этого года КамАЗ официально объявил о запуске сборки перспективных моделей кабин для 12-тонных «Компасов».  Напомним, что эта модель существует в четырех модификациях: малотоннажники полной массой 3,5 и 5 тонн и среднетоннажные грузовики 9 и 12 тонн — это «Компас 3», «Компас 5», «Компас 9» и «Компас 12» — соответственно.


Фото: daily-motor.ru

Как и в случае с «Валдаем-NEXT», «голова» «Компаса» доводится до ума на собственных мощностях завода. Однако в кабине нового «КАМАЗА» нашлось место и локализованным деталям, в числе которых оказались: жгуты, реле, преобразователи, тахограф, система «Эра ГЛОНАСС», и ряд элементов экстерьера. Также планируется, что до конца года на автомобильный завод начнут поступать бортовые информационные системы, детали интерьера, стёкла и другие комплектующие от российских производителей.

Кабина оснащена множеством стёкол и зеркал для максимально удобного обзора: низкая подоконная линия, угол бокового стекла находится ниже колена, нет перемычек и форточек, затрудняющих обзор, стены и потолок обшиты, рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. На рулевом колесе размещается пульт управления круиз-контролем и магнитолой, если таковые предусмотрены комплектацией.

Интересно, что кабины разных модификаций различаются по высоте: высота по кабине 9-тонника — 2350 мм, а 12-тонника 2425 мм.

Также они имеют ещё ряд отличий. К примеру, в салоне двенадцатитонника размещены два сиденья, а между ними находится рычаг КП и стояночный тормоз, которые установлены так, чтобы шофёру было удобно проходить через салон к правой двери и обратно. У других модификаций — три сиденья, и среднее, как у «Валдая-NEXT», трансформируется в столик. Ещё у 12-тонника стоят пластиковые расширители передних крыльев.

Как видно из видеообзоров «Компаса», его кабина поднимается одним движением руки, после чего справа и слева открывается идеальный доступ к двигателю.

По словам начальника бюро отдела анализа эффективности сборочных производств Ильнура Исламова, приборная панель на ранних этапах будет собираться прямо внутри кабины, а после всех необходимых исследований, возможно, процесс сборки панелей разделится на два этапа: внутри кабины и отдельно.

Также известно, что на базу шасси «Компаса» уже ставят спецтехнику, например, мусоровозы.

Китай наступает

Однако и ГАЗу не мешало бы позаботиться о деталях для создания собственных бескапотных кабин. И дело тут не только в импортозамещении, но и в том, что Foton, чьи кабины сейчас увенчивают «Валдай-NEXT», планирует локализовать выпуск своих автомобилей, в том числе грузовиков Foton S100 и S120, на территории РФ. В таком случае Горьковский автозавод и Beiqi Foton Motor Co будут уже не партнёрами, а полновесными конкурентами.

С другой стороны, не все наши соотечественники доверяют китайским производителям грузовиков, считая их продукцию более ломкой, капризной. Впрочем, в этом есть доля правды, так как реалии эксплуатации этих автомобилей на китайских дорогах разительно отличаются от тех условий, в которые они попадают, оказываясь в России.

В то же время на фоне ухода европейских игроков с рынка РФ продажи китайских грузовых автомобилей в Российской Федерации продолжают расти. По данным  Business FM, в июне 2022 года на их долю пришлось 33% продаж грузовых авто, а в июле этот показатель вырос до 44%. При этом доля отечественных компаний за аналогичный период времени сократилась с 54% до 43%.

«Экспансия китайской тяжелой техники на российский рынок будет только набирать обороты. Участники рынка говорят, что многие китайские компании планируют расширять предложение и в больших количествах сертифицируют в России не только грузовики, но и бетономешалки, экскаваторы, бульдозеры, тракторы и другую специальную технику», — прогнозирует источник.

Также в материале  Business FM отмечается, что несмотря на это КамАЗ по-прежнему остается «неоспоримым лидером сегмента».

Тем не менее делать какие-либо выводы пока ещё очень рано, так как будущее российских грузовиков с китайскими кабинами в сложившейся напряжённой обстановке нам ещё предстоит увидеть. Необходимо учесть, что российские грузовые автомобили на данном этапе ещё и стоят чуть дешевле своих китайских конкурентов, и это сейчас играет на руку российским автозаводам.

Роман Кадулин