← Дзен

«Зато мы платим!»: почему экспедиторы становятся незаменимыми посредниками

ERID: 2SDnjcQrcKF

фото: Росавтодор / rosavtodor.gov.ru

Исполнительный директор транспортно-экспедиционной компании — о задержках оплаты, растущей финансовой нагрузке и конкурентном преимуществе, которому нечего противопоставить.

О ситуации с неоплатами, ставками на перевозки и растущими расходами нам рассказал Михаил Мыльников, исполнительный директор ТЛК-Групп.

Михаил, добрый день! На рынке автоперевозок бушует кризис. Тяжелее всего приходится перевозчикам, ещё не выкупившим технику из лизинга. А как обстоят дела у экспедиторов?

— Мы тоже видим, что рынок лихорадит: растут издержки, участились случаи неоплаты, из-за которых приходится участвовать в судебных разбирательствах. Сегодня нам приходится очень много работать, трудиться, не покладая рук, чтобы подтверждать нашу репутацию надёжного партнёра для заказчиков и перевозчиков.

Перевозчики знают нас как компанию, которая всегда платит вовремя. А грузоотправители — как надёжного партнёра, несущего ответственность за вверенный груз и играющего исключительно «вбелую».

Сегодня, когда ФНС часто обращает внимание на компании из логистической отрасли, это особенно важно. Мы платим НДС за каждую перевозку, выплачиваем сотрудникам «белые» зарплаты — и потому не боимся внимания со стороны налоговой, а наши клиенты могут не опасаться доначислений.

И всё-таки издержки растут. У перевозчиков это лизинг и обслуживание техники — а у экспедиторов?

— В первую очередь отмечу кассовые разрывы из-за участившихся неоплат. К сожалению, среди многих грузоотправителей считается нормой задерживать оплату, нарушая положения заключенного договора. Кто-то скажет, что не нужно работать с такими заказчиками — но самые злостные неплательщики, как правило, находятся в отличном финансовом состоянии, поэтому проверки ни о чём не скажут.

Они не платят не потому, что у них нет денег, а потому, что в моменте эти деньги выгоднее потратить на что-то другое.

Среди других ощутимых статей расходов — налоговые выплаты. Их нельзя поставить на паузу, даже если заказчик не оплатил выполненную работу. НДС приходится платить, когда мы оформляем акт выполненных работ и выставляем клиенту счёт-фактуру, вне зависимости от того, получили мы деньги или нет. Кроме того, немало денег выделяем в качестве вознаграждений региональным представительствам, их у нас более 120.

Вы говорили о судебных разбирательствах. Стало ли их больше? Каковы перспективы у экспедитора, которому задолжал клиент?

— Да, их стало больше: с начала 2024 года мы стали истцами в более чем 300 делах. Вот, кстати говоря, ещё одна статья расходов — судебные пошлины: за полтора года мы потратили на них 11 миллионов рублей.

Дела мы, конечно, выигрываем: если заказчик нарушает положения договора, его признáют должником. Но само разбирательство может длиться полгода и дольше, поэтому кассовые разрывы становятся огромными. И даже когда мы выигрываем суд, получить деньги удаётся не всегда — ситуации бывают разные.

Сталкиваясь с такими ситуациями, мы не забываем, что бизнес перевозчиков (у которых тоже огромное количество расходов!) не может быть построен на длительном ожидании.

Поэтому мы как оплачивали, так и оплачиваем их работу в строго обозначенный срок, чаще всего в течение нескольких банковских дней после получения документов.

Перевозчики, должно быть, ценят это?

— Конечно. Действуя в их интересах, мы заработали изумительную репутацию: положительных отзывов на ATI.SU, оставленных перевозчиками, которые хотя бы один раз сотрудничали с нами, уже почти 27 тысяч! Такая репутация обходится нам дорого, но оно того стоит.

Вернёмся к неоплатам. Почему заказчики доводят дело до суда?

— Сегодня экономика замедляется, и многие предприниматели «ставят бизнес на паузу», начинают беречь деньги. Практически во всех сферах экономики растут расходы на фонд оплаты труда, усиливается налоговая нагрузка. Оказавшиеся в тяжёлом положении заказчики сперва гасят кредиты и лизинги, выплачивают зарплаты сотрудникам, а другие платежи оттягивают, насколько это возможно. В то же время кто-то может затягивать выплаты умышленно, используя деньги как бесплатный оборотный капитал (что, несомненно, выгодно с учётом нынешней ключевой ставки).

Неоплаты — это ведь распространённая проблема? Как они влияют на рынок?

— Влияют, безусловно, плохо. Многие участники рынка принимают сложившуюся ситуацию как данность. Из-за этого растёт количество ненадёжных, нечестных экспедиторов и откровенных мошенников, которые копят долги перед перевозчиками, а когда настаёт предел — пропадают.

Это известная схема, и это, конечно, плохо. Но на фоне таких экспедиторов наша репутация компании, 13 лет являющейся гарантом своевременной оплаты в сфере перевозок, становится особенно сильным преимуществом.

Что скажете о нынешних ставках? Перевозчики считают их низкими, а заказчики?

— Высокими! И тех, и других можно понять. Плохо другое: в нынешних условиях, из-за сложившегося экономического положения и отсутствия надзора и регулирования, ставки перестали быть прозрачными. Трудно оценить, являются они рыночными или нет.

Из-за этого многие перевозчики попадаются на крючок и берут груз там, где платят больше, наивно полагая, что всё будет хорошо. Такие перевозчики часто возвращаются к нам, столкнувшись с огромными задержками или вовсе не получив оплату. Разница между нашей ставкой и ставкой у недобросовестных или дышащих на ладан компаний может составлять буквально тысячу рублей. Стоит ли эта тысяча возможных и весьма вероятных проблем? Вопрос риторический.

Заказчики, конечно, тоже хотят, чтобы перевозка стоила как можно дешевле. Клиентам мы всегда напоминаем о гарантиях и ответственности за груз, за выполнение качественной и надёжной перевозки. Мы не возим мебель из одной квартиры в другую, мы осуществляем перевозки для бизнеса и берём на себя много обязательств перед заказчиком и надзорными органами. Качественная перевозка не может быть очень дешёвой.

Наш бизнес открыт и прозрачен для всех. Мы ежедневно готовы предложить более трёх тысяч грузов для перевозки и открыты к сотрудничеству с надёжными, знающими и любящими своё дело контрагентами.

Сайт ТЛК-Групп: https://tlk-group.ru/
Горячая линия, оператор которой ответит на любые вопросы: 8 800 700-63-12

ТЛК-Групп в Telegram / в VK / в Дзен