← Дзен

Предупреждён — значит вооружен. Информация об арбитражных делах теперь доступна в паспорте участника ATI.SU

wallpapercave.com

ATI.SU и IMPACT разработали новый сервис, который позволяет узнать об участии поставщика транспортных услуг — экспедитора или перевозчика — в инцидентах, связанных с хищением грузов.

Эта информация отображается в паспорте участника ATI.SU, в разделе «Основное» и на данный момент доступна пользователям, имеющим статус «грузовладелец», «экспедитор» и «перевозчик».

Участники биржи могут ознакомиться с судебными решениями по делам, в которых принимал участие потенциальный партнёр и самостоятельно оценить его роль в каждом из эпизодов. Сервис не даёт правовых оценок и не определяет степень виновности той или иной стороны. Основание для размещения информации — факты, установленные в Арбитражных судах РФ и подтверждённые судебными решениями.

Сервис содержит информацию о более чем 10000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. База, содержащая сведения за период с 2012 года по сегодняшний день, постоянно обновляется.

Сведения об аффилированности компаний получены путём сопоставления информации об учредителях и руководителях юридических лиц, а также истории изменения контактной информации в паспортах участников ATI.SU.

Арбитражные суды РФ рассмотрели огромное количество дел, связанных с полной утратой груза по причине мошеннических действий. Их анализ показал, что участниками таких дел очень часто становятся одни и те же юридические лица с разной степенью аффилированности — экспедиторы и перевозчики. По этой причине и был создан сервис, который позволит грузовладельцам оценить возможные риски при выборе партнёра.

Что такое коммерческая осмотрительность и почему грузовладельцы должны её проявлять?

В 2006 году Пленум Высшего Арбитражного суда РФ ввёл в деловой оборот понятие «Должная осмотрительность». В 2021 году в письме ФНС № БВ-4-7/3060@ впервые было упомянуто другое понятие — «Коммерческая осмотрительность». Значение у терминов схожее: проведение комплекса мер, необходимых для получения информации о потенциальном контрагенте.

Хозяйственная деятельность транспортной компании отражается в её истории, репутации на рынке, в публичном позиционировании и рекламном продвижении. О ведении хозяйственной деятельности свидетельствуют и активы: недвижимость, транспортные средства. Учитывается возраст компании, масштаб её деятельности, исполненные договоры и рекомендации от партнёров. Если компания ведёт хозяйственную деятельность, упоминаться в сети она будет не только на собственном сайте, но и на других страницах — в том числе на сайте Арбитражного Суда РФ и других госпорталов. Проанализировав эти источники, можно сделать выводы о деловой репутации потенциального партнёра.

Конкуренция на рынке грузоперевозок огромна, и деловая репутация может сыграть решающую роль при выборе контрагента.

Предприниматели и раньше изучали деятельность своих партнёров, но теперь проверка  не просто разумная мера предосторожности, а выполнение требования ФНС.

Каждый грузоотправитель хочет быть уверен, что груз будет доставлен вовремя, в целости и сохранности, с соблюдением стандартов, предписанных ГОСТ Р 52298-2004 («Услуги транспортно-экспедиторские») и заранее согласованных условий. Ключевой фактор, влияющий на эти условия — стоимость перевозимого груза.

Оценить способность поставщика транспортных услуг выполнить эти условия — и выяснить, сможет ли он возместить стоимость груза в случае его утраты — и значит проявить коммерческую осмотрительность.

Поставщик транспортных услуг (перевозчик или экспедиторская компания) несёт полную материальную ответственность за перевозимый груз: обычно это прописано в договоре. Но подписанный договор не гарантирует, что обязательства перевозчика будут выполнены в полном объёме.

Груз похитили. Что теперь будет?

Судебная практика показывает: определяющий фактор в случае хищения — финансовое положение поставщика транспортных услуг. Рассмотрим три распространённых сценария:

  1. Компания добровольно возмещает деньги грузовладельцу и продолжает сотрудничество. Возможно, пытается договориться об отсрочке платежа. Вариант замечательный, если убыток на несколько тысяч рублей, но если речь идёт о более крупных суммах, денег у перевозчика может просто не оказаться. Откуда у транспортной компании несколько свободных миллионов рублей? А если ущерб измеряется десятками миллионов? А если произошло несколько хищений?

  2. Компания отказывается от оплаты и затягивает судебный процесс. Для этого юристы, занимающиеся транспортным правом, вспомнят специальные нормы, регулирующие отношения грузовладельцев с экспедиторами и перевозчиками. Они же подскажут компании, как действовать дальше — например, посоветуют продать предприятие. Конечно, о сотрудничестве с грузовладельцем в таком случае можно будет забыть, но и ущерб компенсировать ему не придётся. Бизнес — ничего личного.

  3. Компания пытается урегулировать вопрос с помощью страховой компании — если ответственность или груз были застрахованы. Но даже в таком случае исход неочевиден: нередко понимание механизмов страхования приходит только в ходе судебных разбирательств со страховой. Увы, действительность такова, что редкий собственник небольшого транспортного предприятия, столкнувшись с юристами страховой компании в суде, может доказать свою правоту.

Как бывает на практике?

Немного примеров из судебной практики — об управленческих решениях, принимаемых перевозчиками и факторах, на которые следует обращать внимание, проявляя коммерческую осмотрительность при анализе потенциального контрагента. 

В 2014 году — дело А56-37553/2014 — в неизвестные дали ушли две машины с грузом стоимостью более 6 млн рублей. Экспедитор вспомнил про «специальные нормы права», содержащиеся в определении Верховного Суда Российской Федерации № 304-ЭС15-1942 от 01.06.2015 и отказал грузовладельцу в возмещении убытков;

В 2015 году — дело А56-70685/2015 — был похищен сборный груз стоимостью более 10 млн рублей. Перевозчиком после проигрыша в первой инстанции страховой компании было принято управленческое решение присоединить юридическое лицо к юридическому лицу из другого региона в целях дальнейшей ликвидации. Также данное юридическое лицо было удалено из связанных фирм в паспорте участника ATI.SU;

В 2017 году — дело А54-42/2017 — груз «сантехника» стоимостью более 11 млн рублей был похищен неустановленными лицами. Экспедитором было принято решение осуществить смену собственника юридического лица путем продажи;

В 2018 году — дело А12-9419/2018 — груз «шины» стоимостью более 3,5 млн рублей не доехал до пункта назначения. Экспедитор в очередной раз «вспомнил», каким образом грузовладелец должен оформлять транспортные накладные и отказал в возмещении за утраченный груз;

В 2019 году — дело А09-13419/2018 — груз «косметика» стоимостью более 5 млн рублей был выгружен по адресу, который отсутствовал в транспортной накладной и в дальнейшем был похищен неизвестными лицами. Собственник транспорта сослался на отсутствие статуса перевозчика и срок исковой давности, добавив, что перевозка осуществлялась по заявке другого лица, и… отказал экспедитору в возмещении убытков.

И подобное — до бесконечности… Основные отличия в судебных решениях — только в датах погрузки, наименованиях грузоотправителей и транспортных компаний, характеристиках и стоимости похищенных грузов.

Во всех этих «увлекательных историях» общее одно: грузовладелец, экспедитор или страховая компания остались как без груза, так и без денег. А в каких-то случаях грузовладельцы или страховщики, выиграв суд и получив исполнительный лист на руки, всё равно остались ни с чем. Ничего личного — просто экономический расчет!

По понятным причинам большинство поставщиков транспортных услуг скрывают такую информацию о себе от потенциальных клиентов. 

Анализ судебных решений показывает, что вариантов уклониться от ответственности у экспедиторов и перевозчиков масса — на любой вкус и цвет. Нет никакой необходимости менять привычный уклад работы, вносить изменения в бизнес-процессы: в случае повторения ситуации можно прибегнуть к испытанной модели защиты своих интересов. 

Подавляющее большинство участников вышеприведённых примеров продолжают успешно заниматься грузоперевозками, не испытывая никаких затруднений. Они используют как старые, так и новые юридические лица. Как они поступят, если ситуация повторится и груз будет похищен или утерян из-за банального ДТП или пожара? Несомненно, аналогичным образом. 

В ходе анализа судебных решений Арбитражного суда были установлены и другие факты, на которые необходимо обратить внимание грузовладельцу при выборе поставщика. Например: сопоставляя данные, полученные из поисковых систем, предоставляющих сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, с историей изменения контактной информации компаний на ATI.SU, можно увидеть такую картину у одного из поставщиков услуг:

  • Дата погрузки: 21 ноября 2014 года, судебное решение А03-2009/2017, стоимость груза 4.895.894 рублей;

  • Дата погрузки: 30 июня 2015 года, судебное решение А60-49882/2015, стоимость груза 3.606.196 рублей;

  • Дата погрузки: 27 сентября 2019 года, судебное решение А45-43366/2019, стоимость груза 6.444.223 рублей;

  • Дата погрузки: 28 сентября 2019 года, судебное решение А03-10900/2020 , стоимость груза 252.904 рублей;

  • Дата погрузки: 13 декабря 2020 года, судебное решение А40-27197/21-102-222 , стоимость груза 2.790.571 рублей;

Периодичность и стабильность происходящего в приведенном примере говорит о системных проблемах в бизнес-процессах поставщика транспортных услуг. Непонимание или игнорирование норм и положений ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» создаёт предпосылки для новых хищений. В такой ситуации очередной инцидент, который завершится подобным судебным решением, неизбежен: это лишь вопрос времени. 

Маленькая пикантная деталь: в поисковых системах отсутствует систематизированная информация о компаниях и ИП, принимавших участие в подобных инцидентах в качестве третьих лиц. В цепочке взаимоотношений между водителем грузовика (который является представителем перевозчика) и грузовладельцем может быть неограниченное количество участников. Для понимания роли каждого из них деятельность посредников необходимо тщательно изучить.

Какое количество времени понадобится сотруднику службы безопасности для изучения роли посредников? Вопрос очень неоднозначный. Стандартный комплекс мер в данном случае не помогает. Это даёт поставщикам транспортных услуг огромный простор для предпринимательского творчества. 

Но рано или поздно ситуация должна была измениться в пользу перевозчиков и экспедиторов, действующих в строгом соответствии с законом, не уклоняющихся от возмещения убытков и решающих разногласия путём переговоров, без привлечения государства в качестве арбитра.  

Информация, полученная из совместного сервиса, окажет помощь любому грузовладельцу при выборе потенциального поставщика транспортных услуг — как в ходе проводимого тендера, так и в повседневной деятельности.

Чтобы узнать о сервисе больше, перейдите по ссылке