← Дзен

Вовлеченность и экономия. Как KPI влияет на зарплату дальнобойщиков и работу транспортных компаний

Фото: www.convoy.hu

Многие логистические операторы внедряют KPI для водителей-дальнобойщиков. Какие показатели учитываются при расчёте зарплат и каких целей позволяет достичь такая система?

Автоперевозчики тратят на зарплаты водителей и сопутствующие платежи, в том числе и налоговые отчисления, около 12% от общей суммы расходов. Эти затраты не сравнятся с расходами на топливо, которые могут достигать 49%, но значительно превосходят ежегодные траты на шины

Важность грамотного расчета размера заработной платы нельзя недооценивать, ведь от неё напрямую зависит удовлетворённость водителей, качество их работы.

Сегодня в России, как и во многих других странах мира, растёт нехватка профессиональных водителей грузовиков. Профессия дальнобойщика кажется молодежи немодной, непрестижной, а работа, из-за которой приходится проводить много времени вдали от дома, устраивает далеко не всех. 

Конкурируя друг с другом, перевозчики пытаются предложить потенциальным сотрудникам наилучшие условия. На первый взгляд может показаться, что для привлечения водителей можно просто повысить окладную часть зарплаты или ставку за пройденный километр. Такой шаг, безусловно, поможет привлечь сотрудников, но как он скажется на их работе?

Самое важное качество водителя

Ведущие транспортные компании сегодня активно используют KPI (ключевые показатели эффективности), рассчитывая зарплаты водителей грузовых автомобилей. Чаще всего это пройденный километраж, расход топлива и отсутствие штрафов или опозданий.

Каждая компания разрабатывает KPI индивидуально. Показатели могут включать в себя оценку технического состояния транспортных средств, целостность доставленных грузов, соблюдение сроков передачи документов и т.д. – все зависит от специфики перевозок и задач, которые ставят перед собой руководители.

Использование ключевых показателей эффективности повышает вовлеченность водителей в рабочий процесс. Сотрудник начнёт с бо́льшим вниманием следить за расходом топлива, если будет знать, что от его усердия зависит размер зарплаты. У водителей появятся «любимые» (наиболее выгодные) маршруты, повысится мотивация. Для достижения многих задач, в том числе и для сокращения расходов на горючее, KPI просто необходим, ведь

лучшие энергоэффективные шины не помогут сэкономить, если водители привыкли ездить с пережогами. 

Но сотрудники изменят свои привычки, если будут заинтересованы в экономии топлива, в том числе и материально, и в этом случае ключевые показатели эффективности являются идеальным инструментом мотивации.

Внедрение KPI: затраты и экономия

Если при внедрении KPI разбить зарплату на несколько частей (например, на оклад, премию за выполненные рейсы и бонусы за сэкономленное топливо), то работы у бухгалтеров прибавится, а расходы на оплату труда возрастут. Но продуманная система премий и бонусов может значительно повысить эффективность работы водителей.

По данным компании Мишлен, внедрение KPI, привязанных к экономичному и бережливому вождению, позволяет сократить затраты на топливо в среднем на 5%, а расходы на ремонт автомобилей на 4%. 
Внедрение KPI может сократить расходы на горючее на 5%. Фото: artfile.ru

Если бонусы привязаны к количеству выполненных рейсов, этот показатель также возрастёт, что позволит компенсировать возможную нехватку кадров или потребность в привлечении стороннего транспорта.

В 2019 году Мишлен представила энергоэффективные шины MICHELIN X MULTI ENERGY – передовое решение, рассчитанное на максимальную экономию топлива. В среднем они помогают сократить расход горючего на 2,4 л. на 100 км пути. Вместе с шинами специалисты компании представили и схему внедрения соответствующего KPI. Они предложили предоставить водителям возможность выбора: использовать обычные шины и работать по привычным нормативам расхода горючего или использовать энергоэффективные шины – в таком случае нормативы будут снижены на 2,4 литра. При этом водители, выбравшие экономичные шины, будут получать премию в размере половины от стоимости сэкономленного топлива.

Зарплата водителей, согласившихся на участие в эксперименте и проезжающих ежемесячно 14 500 километров за счет премий выросла в среднем на 7830 рублей. Такую же сумму удалось сэкономить компании за каждый переобутый в экономичные шины тягач. Зарплата водителей, продолживших работать по прежней схеме не изменилась, но многие из них захотели перейти на новую.

Если компания с автопарком в 200 тягачей внедрит такую схему, зарплата водителей вырастет, а ежегодная экономия на горючем (даже с учетом покупки недешевых энергоэффективных шин!) составит 4,4 млн рублей. 

Использование энергоэффективных шин уже стало негласным стандартом на Западе. Переходят на экономичные решения и российские компании, в том числе и перевозчики федерального уровня. Практически все они совместили переход на энергоэффективные решения с внедрением соответствующего KPI – и результат не заставил себя ждать.  

*   *   *

Внедрение KPI может сделать транспортную компанию более конкурентоспособной на рынке труда, сократить расходы на топливо и техническое обслуживание, вовлечь водителей в рабочий процесс и улучшить социальный климат в коллективе.

Расчет конкретных показателей потребует от перевозчика детальной проработки: чтобы облегчить эту задачу, компания Мишлен разработала калькулятор совокупной стоимости владения грузовым автомобилем. Воспользуйтесь им и узнайте, сколько денег можно сэкономить, если переобуть машины в энергоэффективные шины и мотивировать водителей к экономичному вождению!