За первые девять месяцев текущего года количество штрафов за перегруз, выписанных на основании измерений АПВГК, выросло на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Об этом пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на данные обзора ассоциации «Автогрузэкс», подготовленного совместно с крупными транспортными компаниями.
По данным обзора, не менее половины штрафов за перегруз вынесено несправедливо — из-за проблем с оборудованием АПВГК. При этом перевозчикам в 2024 году удалось оспорить лишь 8% судебных решений: обычно судам достаточно наличия у оператора АПВГК метрологического заключения, выданного по результатам поверки, чтобы считать данные взвешивания объективными. Гендиректор группы компаний ГЛТ Павел Горбунов отмечает, что документы перевозчиков, свидетельствующие о допустимом весе перевозимого груза, его корректном распределении и креплении, а иногда и о том, что машина ехала пустой, суды в 90% случаев не принимают во внимание.
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина привела в пример случай с АПВГК в Курганской области, где перевозчики подали более 500 жалоб на несправедливые штрафы. Большая часть этих жалоб осталась без удовлетворения. «Курганавтодор» отключил проблемную рамку, но решения об отмене штрафов принято не было. Другая проблемная рамка находится в Волгоградской области, на км 20+1391 трассы Р-260: в августе и сентябре членам СЭЛ пришло порядка 160 штрафов.
Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль отмечает, что для снижения затрат на российских дорогах было предложено использовать автоматические весы с погрешностью измерений осевой нагрузки 10-11%. В Европе такие весы используются для селективного отбора машин из потока для дальнейшего взвешивания на более точном оборудовании. Выносить наказания по информации весов с такой погрешностью в Европе запрещено, отмечает эксперт.
Тарас Коваль отмечает, что для решения проблемы необходимо менять нормы на выполнимые и современные, а штрафы выносить на основании данных весов, имеющих погрешность не более 2%. Перевозчикам эксперт советует следить за состоянием амортизаторов и проезжать АПВГК на скорости 30-35 км/ч.
Эдуард Миронов (FM Logistic) отмечает, что машины его компании ни разу не штрафовали за перегруз. На складских комплексах компании установлены весовые платформы, не выпускающие в рейс машины с перегрузом, а все грузовики оснащены системами контроля нагрузки.
Николай Кочнев (ГПР-Логистик) допускает, что решить проблему можно, установив независимые пункты АПВГК на выездах из крупных городов, на которых перевозчики смогут проверить свой вес перед началом движения по трассе, а при выявлении нарушения оперативно его устранить.