В конце сентября в Госдуму был внесён проект федерального бюджета на 2024-2026 годы. Документ опубликован в Системе обеспечения законодательной деятельности.
В пояснительной записке к проекту содержится информация о планируемых доходах от штрафов, санкций и возмещений ущерба. Ряд СМИ обратил внимание на грядущее увеличение поступлений от платежей, уплачиваемых в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам (очевидно, речь идёт о системе «Платон», тариф которой ежегодно индексируется). В текущем году их сумма должна составить 42,249 млрд рублей, а к 2026 году вырасти до 54,651 млрд (+29,25%). Ожидается рост поступлений от штрафов за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Всего за три года государство планирует собрать штрафов на общую сумму около 440 млрд рублей.
Ситуацию прокомментировал уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов. Он отметил, что платежи в рамках системы «Платон» фактически не являются штрафами.
— Это не наказание за нарушение, а просто финансовое обременение в силу характеристик процесса. Владельцы тяжёлых грузовиков не виноваты, что грузовики тяжёлые, они ничего не нарушают, а просто компенсируют деньгами ущерб асфальтовому покрытию. И давно пора было бы перенести эту статью в другой раздел, — приводит слова Информационное агентство Rex.
Увеличение собираемости штрафов за административные правонарушения, по мнению бизнес-омбудсмена, не сочетается с принципами нового закона о государственном контроле, который отменил «палочную систему».
— Мы наперёд планируем, что предприниматели будут нарушать? А если не будут, мы их что, попросим нарушить, чтобы было за что оштрафовать? — задаётся вопросом чиновник.
Борис Титов также сообщил, что попросит Минфин предоставить официальные разъяснения на этот счёт.