← Дзен

Постой — не паровоз! Штраф за проезд на красный сигнал светофора

https://volyn.com.ua/

Пренебрежение красным сигналом светофора водителем ТС в России чревато последствиями: штрафом от одной до пяти тысяч рублей, причём денежные потери — не самое страшное, чем может обернуться это нарушение ПДД.

При определённых обстоятельствах вы лишитесь прав на год, например, за «рецидив» в течение года.

Движение на запрещающий сигнал светофора — одно из самых распространённых и обжалуемых нарушений ПДД, наряду с ездой "по встречке", бегством с места ДТП, пребыванием за рулём в нетрезвом состоянии.

Ставки «на красный»

Масштаб расплаты за игнорирование «красного» зависим от следующих факторов: полосы, места, последствий, количества рецидивов подряд и ещё ряда нюансов.

Завершение манёвра на "красный" регулярно становится причиной ДТП, включая аварии с летальным исходом. Причём эта проблема касается не одних лишь российских дорог. К примеру, три года назад, по данным Американской автомобильной ассоциации (AAA), число смертельных аварий, возникающих вследствие проезда на запретный световой сигнал, достигло в Соединённых Штатах Америки десятилетнего максимума: тогда это становилось причиной в среднем гибели двоих человек за сутки.

Согласно КоАП, при следовании  по обычному перекрёстку, «зебре» на красный свет вы «обеднеете» на одну тысячу рублей, но за «повтор» взыщут целых пять тысяч или даже оставят вас без прав — как максимум до полугода, но минимум — на четыре месяца.

За проезд по «реверсивке», невзирая на запретительный сигнал, шофёр штрафуется на пять тысяч, потому как такой манёвр засчитывается аналогичным выезду «на встречку». За повтор, помимо собственно штрафа, вы не увидите прав на целый год.

Если после включения «красного светофора» шофёр пересёк стоп-линию хотя бы двумя колёсами, но после этого успел остановиться, он заплатит восемьсот рублей. За «рецидив» сумма увеличится до пяти тысяч, а нарушитель ещё и окажется без прав на четыре месяца или полгода.

Езда на красную стрелку — аналогична следованию по перекрестку на красный, поэтому и «возмездие» будет идентичным.

Проезд под запрещающий семафор ж/д-переезда тоже запрещён. За это нарушителю выпишут штраф — одну тысячу — и вместе с этим лишат водительских прав минимум на три месяца и до полугода (см. ст. 12.10 КоАП РФ). За повтор сумма штрафа увеличится до пяти тысяч, а "лишение" будет длиться ровно год.

Более того, запрещается ехать «на жёлтый». Наказание за это аналогично санкциям за проезд на красный. Проехать на жёлтый без штрафа возможно лишь во избежание экстренного торможения (см. п. 6.14 ПДД).

Если шофёр, проскочивший на красный, окажется виновником аварии с жертвами, ситуация будет рассматриваться уже как уголовное преступление, вместо "административки".

Исключения из правил

Правила, когда у водителя есть право двигаться на красный сигнал светофора, всё же существуют.

Ехать на жёлтый или красный, например, можно, когда шофёр понимает: манёвр не окончить без экстренного торможения (см. п. 6.14 ПДД).

Одна из спорных ситуаций выглядит так: шофёр пропускает спецтранспорт с горящим синеньким проблесковым маячком и звуковым спецсигналом, так как у него есть преимущество на дороге (см. п. 3.1 ПДД), проезжая на красный светофор, дабы освободить путь. Инспектор в данном случае не станет выписывать штраф, но если камерой будет зафиксирован такой манёвр, шофёру придёт квитанция. При этом за отказ уступить дорогу специальному транспорту в данных условиях шофёру грозит штраф от трёх до пяти тысяч рублей или же лишение прав — от трёх месяцев до одного года (см. ч. 2 ст. 12.17 КоАП).

Когда участок дороги контролируется регулировщиком, приоритетом для водителей становятся его указания, а не сигналы светофора (см. п. 6.15 ПДД), поэтому по сигналу регулировщика водители обязаны продолжать движение даже на красный свет. Если на перекрестке загорелся жёлтый сигнал светофора, или регулировщик поднял вверх руку, а водитель не может остановиться без экстренного торможения, он также вправе продолжить движение (см. п. 6.14 ПДД).

Если шофёр начал движение по перекрёстку на зелёный, но не завершил манёвр из-за затора или ДТП, он обязан ехать дальше даже на запрещающий сигнал светофора (см. п. 13.7 ПДД), а другие шофёр выехал в медленном потоке на перекресток на зелёный, но красный свет загорелся до того, как он успел повернуть.

Допускается и не запрещается проезд под светофором на красный, когда водитель поворачивает по зелёной стрелке в дополнительной секции, но при этом ему надо уступить дорогу машинам со встречного и попутного потоков.

Если в автомобиле находится человек, которому требуется экстренная медицинская помощь, водитель также может проехать на красный.

И, конечно, водитель имеет право ехать на красный, если он сам находится за рулем спецтранспорта, но непременно при условии включенных мигалки и сирены.

Нюансы и сложности

Однако существует очень важное "но", касающееся проезда на красный сигнал светофора: суд не всегда учитывает нюансы при обжаловании наказаний. Из анализа судебной практики видно, что невиновность при проезде на красный доказать очень трудно.

Хотя современная система видеорегистрации в большей степени облегчает водителю доказательство его невиновности в суде, так как съёмка ведётся сразу с нескольких точек, спорные эпизоды всё равно то и дело возникают.

Особенно непросто доказать необходимость экстренного торможения.

Кроме того, ситуация осложняется, если инспектор ГИБДД визуально зафиксировал нарушение, по какой-либо причине упустив смягчающие обстоятельства.  В подобных ситуациях приходится обращаться уповать не только на помощь камер видеонаблюдения или видеорегистраторов, но и изучать схему расположения этих светофоров, режим их работы и доказывать, что полицейскому с его места расположения были невидны все нюансы.

После того, как водитель сможет доказать, что проехал на красный светофор в соответствии с одним из пунктов ПДД, суд освободит его от ответственности.

Час расплаты

Штраф за "красный" легко погасить онлайн: на "Госуслугах" (после подтверждения аккаунта), порталах "Штрафы ГИБДД" и ГИБДД (с заполнением данных шофёра и ТС).

Офлайн-погашение штрафов возможно в банковских и почтовых отделениях, но тогда необходимо заполнить реквизиты счёта для зачисления оплаты, которые нужно узнать заранее.

Оплатить штраф обязательно в течение двух месяцев (а точнее — 60-ти дней) с момента его вступления в силу. Причём эти деньги могут поступать на счёт до нескольких дней, поэтому лучше рассчитывать время для оплаты с запасом.

В случае неоплаты в положенный срок ответственность за проезд на красный сигнал светофора увеличится (см. ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) до двойного размера или вовсе перерастёт в 15-суточный арест неплательщика или 50 часов обязательных работ.

На перекрёстках обычно 2 камеры: 1-я "ловит" подъезжающие ТС, 2-я – уезжающие. Камера, снимающая проезжающие авто, одновременно фиксирует и проезд "на красный". Её автоматическое включение происходит, как только срабатывает жёлтый. Эта камера "запечатляет" госномера нарушителей, она же реагирует на несвоевременный заезд ТС за стоп-линию.

Обжалованию подлежит!

А теперь разберём подробнее, обстоятельства, за счёт которых штрафы за проезд на «запретный свет» подлежат оспариванию.

Говорит юрист Анатолий Смирнов:

«Вы сможете оспорить свой штраф, если инспектор, выписавший его, не учёл смягчающие обстоятельства, например, снегопад, помешавший вам разглядеть, какой сигнал показывал светофор, или в другом случае, когда разрешается  движение на красный сигнал светофора. Не говоря уже о случаях, когда штрафная квитанция пришла ошибочно, потому что камера плохо запечатлела госномер нарушителя. Ещё одна ситуация, когда можно и нужно обжаловать штраф — если во время проезда на запрещающий сигнал светофора вашим ТС управляли не вы.»

Эксперт уточняет, что единой формы для такой жалобы не существует, но здесь нужно указать обязательно: № обжалуемого постановления, сведения о ТС и его владельце, фамилию, имя, отчество нач. отдела ГИБДД, чей работник зафиксировал ныне обжалуемый штраф. В документе нужно будет детально прописать подробности ситуации, приведшей к штрафу. Бумагу требуется подкрепить доказательствами, подтверждающими несправедливость вменяемых вам штрафных санкций, например, видеозапись с регистратора, фотографии, показания свидетелей.

Дабы грамотно подготовить документ, не обойдя стороной важные детали, Анатолий Смирнов советует обратиться за юридической помощью. Также он отмечает, что нужно обязательно помнить: на апелляцию отводится десять дней после вынесения штрафного постановления.

Роман Кадулин