Президентом России Владимиром Путиным в понедельник, 20 июля, был подписан федеральный закон о порядке весогабаритного контроля транспорта.
Как следует из текста закона, изменены требования к установке автоматических пунктов весового и габаритного контроля (АПВГК) – как стационарных, так и передвижных. Теперь АПВГК разрешат размещать в тех местах, где есть площадки, на которых нарушившие законодательство водители смогут оставить свои автомобили. В случае, если вес фуры превышает допустимую норму, а у водителя отсутствует соответствующее разрешение, он должен отогнать большегруз "в ближайшее место за пределами проезжей части автомобильной дороги".
Обработкой данных, полученных на АПВГК, и отправкой водителям постановлений о нарушениях, будут заниматься специалисты государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Также законом расширены полномочия Министерства транспорта РФ в регулировании порядка весогабаритного контроля транспорта. Находящийся в ведении Минтранса Ространснадзор теперь наделен полномочиями по выдаче спецразрешений на передвижение по автодорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов повышенной опасности в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Система весогабаритного контроля призвана обеспечить сохранность автодорог и снизить число ДТП. С полным текстом закона можно ознакомиться на официальном портале правовой информации.
Напомним, считается, что главными плюсами системы АПВГК является автоматическое считывание всех необходимых параметров (вес, габариты) и составление акта о взвешивании без участия человека. Водителям грузовых транспортных средств не требуется снижать скорость при прохождении весового контроля.
Также АПВГК готовы работать в режиме 24 часа 7 дней в неделю, а значит измерять транспорт не выборочно, как делал бы это человек, а проверять каждую фуру. Тем самым повышая эффективность системы контроля.
К сожалению, в России высокий уровень перегрузов. Владимир Матягин, президент Ассоциации "Грузавтотранс", рассказывает, что чаще всего нарушения встречаются в строительном секторе, а именно при перевозке песка, щебня и прочих стройматериалов. Также это не редкость и для сельскохозяйственной сферы, где зачастую можно встретить перегруженный зерновоз. Безусловно, дело тут вовсе не в перевозчиках, они сами хотят ездить по правилам, потому что лишние проблемы им не к чему. На нарушения их толкают заказчики, которые стремятся снизить цену. Поэтому многие перевозчики ради снижения издержек просто вынуждены брать рейсы с большими перегрузками — в два, три, а то и четыре раза.
Многие перевозчики не согласны с вводимой АПВГК, потому что она является борьбой с последствиями, а не причиной. Это все равно что лечить язву обезболивающим, симптом то уберем, но саму болячку нет.
Замначальник управления строительства и эксплуатации автодорог Росавтодора Антон Козлов считает, что после введения в эксплуатацию запланированных точек взвешивания (до 2024 года их обещают построить аж 400 штук) уровень культуры грузоперевозок в стране существенно поднимется.