← Дзен

Дорого и быстро: почему грузы уходят с железных дорог на автомобильные

фото: Росавтодор / rosavtodor.gov.ru

РБК сообщает о росте объёма автомобильных перевозок и падении объёма перевозок железнодорожных. С чем связан переход грузов с одного вида транспорта на другой и продолжит ли расти рынок автоперевозок?

Общий объём грузоперевозок всеми видами транспорта в 2024 году в России вырос на 5,5%, до 9,4 млрд тонн. Об этом в обзорном материале пишет РБК, ссылаясь на данные Росстата.

Управляющий партнёр M. A. Research, член совета Гильдии логистических операторов Людмила Симонова отмечает, что объём ж/д-перевозок по итогам 2024 года снизился на 4,2%, до 1,19 млрд тонн, в то время как объём автомобильных перевозок вырос на 8,3%, до 7 млрд тонн. Таким образом автоперевозки существенно нарастили долю, потеснив железнодорожные.

По данным Rollingstock Agency (RSA), негативное влияние на ж/д-перевозки оказали санкции, неблагоприятная конъюнктура на отдельных рынках и технические проблемы — нехватка локомотивов и локомотивных бригад, ремонты, замедления работы сети и сложности в согласовании заявок на перевозки.

В целом железнодорожному транспорту оказалось куда труднее «развернуться на восток», чем автомобильному.

В 2022 году, после введения санкций, нагрузка на железнодорожную инфраструктуру на Дальнем Востоке ощутимо выросла. Выяснилось, что мощности погранпереходов и приграничных грузовых терминалов позволяют пропустить в 4-6 раз меньше грузов, чем поступает заявок.

Правительство принимает активные меры для модернизации инфраструктуры (весной прошлого года был одобрен запуск третьего инвестпроекта по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 3,7 трлн рублей), но пока проблема остаётся актуальной. В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) утверждают, что на протяжении всего 2024 года РЖД не выполняли подтверждённый график месячных перевозок как минимум на четверть.

Аналитики Центробанка отмечают, что в минувшем году ж/д-перевозки стали дороже (в декабре тарифы были проиндексированы на 12%), а сроки доставки выросли.

В то же время доля автотранспорта в общем объёме перевозок уже превысила 80%. В совместном отчёте, подготовленном ГК «Дело» и Strategy Partners говорится, что в обозримом будущем автоперевозчики продолжат наращивать долю.

Вице-премьер Марат Хуснуллин отмечал, что в 2024 году объём автомобильных грузоперевозок между Россией и Китаем вырос на 70% и имеет потенциал для дальнейшего роста. Автоперевозки на этом направлении стоят дороже железнодорожных и мультимодальных, но с учётом возможных простоев на перегруженных терминалах, груз доставляется в несколько раз быстрее (примерно за 20 дней).

В ЦБ отмечают, что грузоотправители вынуждены чаще отдавать предпочтение автотранспорту и на других маршрутах. Людмила Симонова прогнозирует, что в ближайшие три года рынок автоперевозок продолжит расти и будет ежегодно прибавлять по 13,6%.

В то же время и на рынке автоперевозок есть серьёзные проблемы. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», значительная доля транспортных компаний закончила минувший год с убытками.

Генеральный директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи допускает, что в 2025 году покинуть рынок может 10-15% перевозчиков. Причина бедственного положения транспортных компаний — резкий рост издержек из-за повышения лизинговых ставок, роста цен на топливо, запчасти и автосервис и роста зарплат.

По данным HeadHunter, зарплаты дальнобойщиков в минувшем году выросли на 80% и перевалили за 140 тыс. рублей. Сергей Целиков («Автостат») отмечает, что из-за роста лизинговых платежей транспортные компании уже вернули более 20 тыс. машин лизинговым компаниям.

В обзоре, подготовленном «АвтоГрузЭкс» при участии крупных транспортных компаний говорится, что из-за роста расходов перевозчики в 2025 году могут поднять тарифы на 20% — в таком случае разница в цене между доставкой автомобильным и железнодорожным транспортом станет ещё больше.