← Дзен

«Высокая зарплата уже не решает проблему»

© Вадим Орлов / Фотобанк Лори

В логистических компаниях рассказали о растущем дефиците кадров. В чём его причина и как перевозчики борются с нехваткой водителей?

Рост потребительского рынка (по данным IBC Real Estate, оборот розничной торговли за минувший год вырос с 48,2 до 56,5 трлн рублей) создаёт повышенный спрос на логистические услуги. Об этом пишет «Российская Газета».

Главной проблемой для логистических компаний на растущем рынке остаётся нехватка кадров. По данным ГК «Деловые Линии», спрос на водителей категорий В, С и Е в 2024 году вырос на 45%, а потребность в складском персонале — на 23,1% в сравнении с 2023 годом. В компании «Ладога Норд» отмечают, что привлечь специалистов не всегда помогают даже зарплаты от 200 тысяч рублей.

— Мы испытываем постоянный недостаток профессионалов, способных работать на длинных маршрутах. Причем высокая зарплата уже не решает проблему — профессия требует высокой квалификации, а её получение сопряжено с трудностями, — рассказали репортёрам в пресс-службе компании (цитата по РГ).

По данным исследования, проведённого Российской академией наук (РАН), проблема дефицита кадров носит системный характер. С нехваткой водителей столкнулись 68,4% логистических компаний, а почти четверть таких компаний столкнулась с критическим дефицитом персонала, когда не закрыто свыше 30% вакансий. В РАН основными причинами нехватки водителей называют тяжёлые условия труда, непрестижность профессии, демографические проблемы и переход сотрудников в другие отрасли.

В Национальном автомобильном союзе (НАС) отмечают, что ещё одна причина дефицита кадров — высокие требования к соискателям. Вице-президент НАС Ян Хайцеэр напоминает, что дальнобойщик должен обладать высоким уровнем ответственности, так как ему доверяют дорогостоящую технику и грузы, которые могут стоить миллионы рублей. Это отпугивает многих соискателей, особенно молодых людей — они предпочитают менее трудные и ответственные профессии.

Представители отрасли отмечают, что дорогостоящую сцепку (стоимость фуры сегодня составляет 8-10 млн рублей) новичкам доверяют не сразу. В то же время начинающие водители не хотят работать на малотоннажных грузовиках, так как платят за такую работу меньше.

Ян Хайцеэр (НАС) считает, что предоставлять грузоперевозчикам господдержку для решения кадровых проблем чревато. Эксперт отмечает, что это может нарушить баланс в экономике: тогда аналогичные меры придётся применять и для многих других дефицитных профессий.

По данным РАН, 25,6% логистических компаний уже присматриваются к беспилотным технологиям, которые могут решить кадровые проблемы.

— Беспилотники исключают необходимость длительных перерывов на отдых, что позволяет сократить время доставки грузов. А это — ключевое преимущество перед традиционными методами перевозок, — рассказали журналистам в пресс-службе компании «Ладога Норд».

В транспортной компании при этом уверены, что с массовым внедрением беспилотных грузовиков профессия водителя не исчезнет. Она изменится и станет более интеллектуальной: операторам беспилотников придётся управлять не машинами, а процессами. Такая работа будет менее изнурительной, а значит, более привлекательной для молодёжи.

В нынешних условиях для привлечения кадров транспортные компании используют комплексный подход: предоставляют социальные гарантии, медицинское страхование, развивают программы наставничества и профессионального роста. В «Деловых Линиях» журналистам рассказали, что особенно хорошо помогает привлечь кадры реферальная программа «Приведи друга», благодаря которой принято 25% сотрудников.