Как действуют мошенники и по каким признакам их можно распознать?
Руководитель транспортно-экспедиционной компании из Казани, автор YouTube-канала «Перевозчик116» Константин посвятил очередное видео старой и хорошо известной, но, к сожалению, по-прежнему распространённой мошеннической схеме.
Мошенники получают доступ к чужому аккаунту ATI.SU и начинают искать заказы, которые впоследствии передают реальным перевозчикам. Взяв большое количество заказов, мошенники выполняют их и получают деньги от заказчиков — а затем «пропадают с радаров», не рассчитавшись с перевозчиками.
Злоумышленники, о которых идёт речь в новом видео Константина, завладели доступом к аккаунту индивидуального предпринимателя из Омска. Предприниматель активно работал несколько лет, имел хорошие отзывы и рекомендации. Кажется подозрительным резкий спад активности с октября 2023 по октябрь 2024 года — к сожалению, многие перевозчики не обратили на него внимания.
Новые владельцы связали с аккаунтом две новых фирмы (обе зарегистрированы в сентябре 2024 года в Москве) и приступили к работе.
— Эта контора начала дублировать грузы других экспедиторов, — объясняет Константин. — У заказчиков забирала ставку с НДС, и, чтобы привлечь перевозчиков, выставляла груз чуть дешевле без НДС. Брали у заказчика за 150 с НДС, кому-то продавали за 135 и дальше работали по этой же схеме. Задача — закрыть максимальное количество заявок, получить деньги заказчиков и оставить их себе, не заплатив перевозчикам.
Перевозчику, отмечает Константин, может быть трудно понять, что его используют, потому что заказчик перевозки реальный, а все организации в цепочке «зелёные».
Более того: в первые недели работы мошенники могут оплачивать перевозки, чтобы получить от перевозчиков реальные отзывы и рекомендации и усыпить бдительность будущих жертв.
У мошенников, работающих по такой схеме, есть около месяца на поиск и перепродажу заказов. Когда сроки оплаты выйдут, не получившие денег перевозчики начнут выставлять претензии, история аккаунта испортится — работать с ним дальше будет невозможно. Так случилось и на этот раз.
По состоянию на начало декабря общая сумма претензий к аккаунту, о котором рассказывает Константин, достигла двух миллионов рублей. Предприниматель допускает, что она продолжит расти и может достичь трёх или даже четырёх миллионов.
— Перевозчик везёт груз, тратит деньги на ГСМ и лизинг, отправляет тебе документы, а ты его кидаешь. Схема стара как мир, но в кризисные времена, когда деньги достаются очень тяжело, когда экспедиторы на грани выживания, а заказчики не могут перекредитоваться, такие схемы становятся особенно распространёнными, и перевозчики буквально кидаются на такие ставки, — объясняет Константин.
В конце видео автор рассказывает, как можно выявить таких мошенников.
- В паспорте участника проверьте связанные фирмы: если они есть, то должны быть зарегистрированы в одном городе или в одном регионе с основной компанией.
- Активность участника ATI.SU должна быть постоянной, без резких провалов.
- Обращайте внимание на отзывы и рекомендации, они должны появляться равномерно. В случае, о котором идёт речь, был тревожный звоночек, который пропустили перевозчики. В 2024 году появилась всего одна рекомендация, отзыв на менеджера Юлию — но в списках контактов менеджера с таким именем не было.
- Конкретно в этом случае можно было бы заподозрить неладное, проверив, выкладывал ли кто-то другой такие же грузы.
Вот признаки, столкнувшись с которыми следует задуматься и тщательно изучить потенциальных контрагентов, а возможно и отказаться от сотрудничества с ними:
- в цепочке между заказчиком и исполнителем двое или более посредников;
- разница между ставками с НДС и без НДС не 15-20%, а 5-10%
- недавно добавлялись или удалялись связанные организации, появлялись новые контакты.
— Будьте осторожны! — призывает Константин. — Грузов нет, хочется хватать всё подряд, но нужно быть настороже и действовать максимально аккуратно.