Рассказываем, что водители больше всего ненавидят в китайских грузовиках и как забота о здоровье и условиях труда дальнобойщиков может решить проблему кадрового голода.
Неочевидная причина нехватки водителей
Нехватка водителей стала настоящей бедой для многих транспортных компаний. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», до 10% машин в автопарках крупных перевозчиков сегодня стоят без дела — их некому водить. Компании пытаются привлечь сотрудников, повышая зарплаты: с начала года зарплатные предложения для водителей категории СЕ выросли по разным оценкам на 50-70%.
Но, если судить по публикациям в СМИ, решить проблему это не помогло: ситуация усугубляется. Молодёжь не хочет связывать жизнь с трудной и опасной профессией — а бывалые водители зачастую уходят из «дальнобоя» в региональные перевозки, даже если платят там меньше. Многие из них согласны обменять часть зарплаты на возможность каждый вечер видеть семью и высыпаться дома.
Говоря о причинах нехватки водителей, эксперты особенно выделяют тяжёлые условия труда. С этим не поспоришь: работа у дальнобойщиков опасная и вредная. Сидячий образ жизни, высокие физические нагрузки и неправильное питание пагубно сказываются на организме и приводят к хроническим заболеваниям.
В 2022 году на российский рынок хлынули грузовики из Китая. В 2023 году был установлен исторический рекорд продаж грузовиков — российские компании купили 143 тысячи машин, и большая часть из них прибыла в Россию из КНР. Перевозчики начали обновлять автопарки, а водители сразу обратили внимание на матрасы в спальниках: тонкие, сделанные из самого дешёвого пенополиуретана. Садишься на такой — и чувствуешь не сам матрас, а расположенную под ним доску.
Такими матрасами комплектуются новые китайские грузовики.
От матраса напрямую зависит качество сна. Невыспавшийся водитель, у которого болит поясница, может чувствовать себя разбитым весь день, и на протяжении рейса эффект будет накапливаться. Сонливость приводит к потере концентрации, риск ДТП растёт. По данным из разных источников, от 17 до 40% дорожных аварий происходит именно из-за усталости водителей.
В то же время выспавшийся дальнобойщик работает эффективно, ведёт машину безопасно, справляется с рабочими задачами быстрее и лучше, чем его постоянно сонный коллега.
Плохой сон может стать спусковым крючком для развития хронической усталости. А хроническая усталость, в свою очередь, может привести к проблемам с сосудами и к стрессам. Не стоит забывать и о болезнях позвоночника и опорно-двигательного аппарата, которые часто развиваются у водителей из-за сидячего образа жизни: некачественный матрас способствует развитию таких болезней и усугубляет их течение.
На фото — матрас Спалбер Комфорт для SITRAK C7H
Эксперты отмечают: практически все дальнобойщики в возрасте от 40 лет жалуются на боли в спине. Продолжая терпеть их и работать в тяжёлых условиях, они встают на прямой путь к инвалидности. Возможно, именно поэтому многие возрастные специалисты, ценящиеся сегодня на вес золота, уходят из магистральных перевозок, предпочитая менее вредную работу.
«Водители боятся или стесняются добиваться лучших условий труда»
В компании Спалбер, специализирующейся на изготовлении матрасов для спальников, нам рассказали, что для многих дальнобойщиков качество матрасов в китайских тягачах стало последней каплей. Наёмные водители сегодня готовы купить матрас за собственные деньги, чтобы хорошо высыпаться и продуктивно работать.
— Мы беседовали со многими водителями и выяснили, что зачастую они то ли боятся, то ли стесняются попросить у начальства заменить матрасы, — рассказывают в компании. — Это удивляет, ведь руководители компаний должны быть заинтересованы в здоровье и хорошем самочувствии дальнобойщиков. Но часто выходит так, что компании тратят огромные деньги на благоустройство офисов, на создание комфортных условий для офисных работников и топ-менеджмента, а про дальнобойщиков забывают.
Но главные сотрудники любой транспортной компании — это водители: именно от них зависит успешное выполнение перевозок, именно им доверяют главную материальную ценность: машины и грузы клиентов.
К счастью, ситуация начинает меняться (возможно, благодаря вопиюще низкому качеству матрасов в китайских грузовиках). Всё чаще в Спалбер обращаются начальники и механики автоколонн из крупных транспортных компаний, заинтересованные в покупке качественных матрасов. Много обращений поступает из средних компаний с автопарком в 50-100 фур.
На фото — матрас Спалбер Премиум для SITRAK C7H MAX
Впрочем, есть и обратные примеры: некоторые перевозчики отказываются от покупки качественных матрасов в пользу самых дешёвых изделий, которые только можно найти на рынке. На деле оказывается, что никакой выгоды в этом нет.
— Мы работаем с российскими производителями ортопедического пенополиуретана и знаем стоимость сырья, — рассказывают в Спалбер. — Самые доступные матрасы на рынке стоят дешевле, чем стоит один только пенополиуретан по оптовой цене. Что внутри таких изделий? Сложно сказать, но срок их службы исчисляется в лучшем случае несколькими месяцами.
Покупка дешёвого матраса скорее навредит, чем сохранит деньги. Ни один перевозчик не будет покупать самые дешёвые шины или поддельные запчасти для тормозной системы: риски значительно перевешивают экономию. Это правило применимо и к матрасам, ведь невыспавшийся водитель за рулём — источник повышенной опасности.
Да и в сравнении с теми же шинами траты на матрас вовсе не кажутся большими. Одно колесо стоит от 30 тысяч рублей, а на сцепку их нужно 12. За те же самые 30 с небольшим тысяч рублей можно купить качественный ортопедический матрас, который прослужит как минимум в три раза дольше самой износостойкой покрышки.
Тем более удивительно, что такие решения принимаются в условиях кадрового голода, когда компании, казалось бы, должны быть заинтересованы в удержании ценных специалистов, в обеспечении комфортных условий для них.
На фото — матрас Спалбер Комфорт для FOTON AUMAN
Сколько прослужит матрас и когда его нужно менять?
Матрасы, которыми комплектуются новые китайские тягачи, не выдерживают ни критики, ни веса среднестатистического российского водителя. По возможности их лучше заменить как можно скорее.
Матрасы, которыми комплектуются тягачи “большой европейской семёрки”, гораздо лучшего качества. Следы износа на них обычно появляются спустя три года эксплуатации (чаще всего начинают расходиться пружины), а срок службы, установленный производителем — пять лет. Следует помнить, что рассчитаны они на средний вес европейских водителей (до 90 кг). Если на таком матрасе спит мужчина богатырского телосложения, срок службы сократится.
К счастью, в России сегодня доступны качественные ортопедические матрасы из пенополиуретана. Они служат дольше и адаптированы под российские реалии, выдерживая нагрузку до 110 кг (под заказ доступны и усиленные комплектации — до 150 кг).
На фото — матрас Спалбер Премиум для DONGFFENG GX
В Евросоюзе существует директива, обязывающая работодателей компенсировать до 50% стоимости матраса, приобретённого водителем по индивидуальному заказу. Средний возраст грузовиков в Европе гораздо ниже, чем в России, а профсоюзы тщательно следят за обеспечением комфортных условий труда. Поэтому проблема здорового сна дальнобойщиков там стоит не так остро.
Будет здорово, если и в России появится свой «ГосДальнобойКонтроль», который следил бы за наличием комфортных, качественных мест отдыха в кабинах тягачей. Тогда водители начнут хорошо высыпаться, аварийность на дорогах снизится, а там — как знать! — возможно, и нехватка дальнобойщиков если не сойдёт на нет, то хотя бы станет менее выраженной. Но пока такое ведомство не учреждено, водителям и перевозчикам приходится брать дело в свои руки.
Очевидно, что, сменив матрасы, все проблемы транспортной отрасли решить нельзя. Но для многих компаний обеспечение достойных условий труда может стать серьёзным шагом навстречу водителям, который повысит качество их жизни и работы, улучшит атмосферу в коллективе, сократит риск ДТП — и сделает перевозчика более привлекательным работодателем в глазах как действующих сотрудников, так и соискателей.
На фото — матрас Спалбер Премиум для FAW J6
* * *
Компания Спалбер производит качественные ортопедические матрасы для грузовиков из Китая, Европы, США и Японии. Матрас для любой марки тягача изготавливается в исполнении эконом, комфорт или премиум. Возможно изготовление под заказ — с нестандартным размером или усиленной конструкцией, для водителей с весом свыше 110 кг.
На фото — матрас Спалбер Премиум для SHACMAN X6000
Для транспортных компаний и корпоративных парков грузовиков при закупке оптовых партий матрасов действуют специальные ценовые условия. Достаточно лишь сослаться на данную статью и назвать кодовое слово «МАТРАСПРОФИ».
Лучше любой рекламы о матрасах Спалбер расскажут сами дальнобойщики. За четыре года работы компания не получила ни одного отрицательного отзыва. На Avito у Спалбер 5 звёзд, пользователи Яндекса также оценили Спалбер на 5 звёзд — и оставили отзывы с фото.
Интернет-магазин Спалбер: https://spalber.ru
Адрес шоурума: Москва, 22 км Калужского шоссе, ТК ФудСити, 11 линия, павильон 2-11-032.