← Дзен

Неделя на море. Автоперевозчики рассказали о длительных простоях в порту Туапсе

© Юрий Бизгаймер / Фотобанк Лори

Фуры, прибывающие в Россию из Турции на паромах, сутками ждут растаможки на стоянке в морском порту.

В редакцию ATI.SU обратился руководитель транспортной компании из Брянска Михаил Анатольевич. Его предприятие занимается международными перевозками и возит грузы преимущественно из Турции. В последние месяцы перевозчик столкнулся с серьёзной проблемой — длительным таможенным оформлением в порту Туапсе, куда фуры прибывают на паромах.

— В турецком порту Карасу оформляют быстро, паром тоже идёт быстро, а в Туапсе фуры с грузом ждут оформления по 6-7 дней, — рассказывает Михаил Анатольевич. — Парковка в порту забита, на ней постоянно находится 300-400 сцепок. Иногда паромы стоят сутки на рейде из-за того, что нет свободных мест под вновь прибывшие на пароме машины.

Предприниматель отмечает, что такая ситуация длится достаточно долго. В апреле обстановка на некоторое время улучшилась: тогда в ФТС сообщили, что таможенный пост переведён на круглосуточный режим работы, задержки сократились до 1-2 дней. Но на данный момент оформление снова замедлилось.

Водитель большегруза Андрей рассказал нам, что в последний раз провёл в порту неделю. Условия на стоянке оставляют желать лучшего: туалет без перегородок, вода — только холодная. Работает столовая, но чтобы купить товары первой необходимости, приходится вносить свои данные в специальный список — иначе в город не выпустят.

Михаил Анатольевич сообщил нам, что после трёх дней простоя парковка становится платной и стоит 3000 рублей в сутки.

— Это невыносимо: водителей жалко, люди ждут грузов, а грузы важные, санкционные: запчасти, медикаменты, — говорит перевозчик. — Путин в последнем обращении к Федеральному собранию говорил, что нормативное время досмотра одной машины 19 минут, и это много, нужно сократить до 10 минут! А наши фуры стоят по 6-7 суток, и за это приходится платить.

«Турецкие водители отказываются ездить в Россию»

В кабинах тягачей вынуждены жить, ожидая оформления, не только российские, но и иностранные водители. Для турецких дальнобойщиков задержки чреваты особо серъёзными проблемами — о них нам рассказал руководитель ТК Troyka (Турция) Онур Эрджан.

— Мы считаем себя турецко-российской компанией, потому что работаем в основном с Россией и странами СНГ, а представительство в Москве открыли в 1992 году, — говорит предприниматель. — Морской путь в Россию очень удобен. Зачем ехать через Грузию и Азербайджан, если можно отправить фуру на пароме? Но сегодня паромы из Турции принимают только в Туапсе.

Между Россией и Турцией достигнута договорённость о безвизовом въезде для дальнобойщиков. Водители могут провести в другой стране не более 30 дней.

Длительное оформление делает опасной доставку на длинном плече: если груз из Туапсе нужно доставить, например, за Урал, дальнобойщик рискует не уложиться в отведённый срок — и получить запрет на въезд.

— За последний год только в нашей компании 14 водителям запретили въезд в Россию, — рассказывает Онур Эрджан. — В декабре несколько дальнобойщиков из-за шторма ждали паром 15 дней и тоже получили запрет на въезд. Мы обращались в УФМС, но там сказали, что ничем помочь не могут. Нехватка дальнобойщиков есть и в Турции, найти водителей очень тяжело, а теперь многие из них отказываются ездить в Россию, потому что знают, с какими трудностями могут столкнуться.

Комментарий АСМАП

В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) подтверждают, что с проблемой задержек в Туапсе столкнулись многие перевозчики.

По данным АСМАП, причина задержек — в возросшей нагрузке на таможенный пост. Дело в том, что другие черноморские порты паромы не принимают: порт Кавказ закрыт, а в порту Новороссийска зимой был повреждён причал, сейчас его ремонтируют.

В Ассоциации считают, что даже в таких условиях работу порта Туапсе можно оптимизировать, сделать более предсказуемой.

— По нашему мнению, необходимо обеспечить заход паромов в порт строго по согласованному расписанию и заблаговременное информирование таможенного органа о прибытии паромов, чтобы была возможность оперативного усиления смен, — говорит заместитель генерального директора АСМАП Евгений Антипов. — Для решения проблемы длительных простоев в ожидании таможенного оформления, наряду с другими мерами, необходимо включить морской порт Туапсе в перечень пунктов пропуска, через которые допускается ввоз товаров в Российскую Федерацию с использованием книжек МДП.

Такие меры позволят перевозчикам использовать универсальную процедуру таможенного транзита МДП, что существенно сократит срок оформления.

В АСМАП также обратили внимание на платную стоянку в порту. По данным ассоциации, некие лица собирают оплату за парковку и удерживают машины и оформленные документы до получения денег. В связи с этим Ассоциация направила письмо в Минтранс с просьбой обратиться в администрацию порта Туапсе, в ФТС и в пограничную службу ФСБ и принять меры для недопущения взимания дополнительных средств с перевозчиков.

Комментарий Краснодарской таможни

В Краснодарской таможне нам сообщили, что ситуация в порту Туапсе находится на контроле руководства ФТС и Южного таможенного управления.

Говоря о причинах задержек, сотрудники таможни отметили, что за последний год объём перевозимых через порт Туапсе товаров на паромах РО-РО вырос более чем в два раза.

Скопления машин образуются непредсказуемо из-за несоблюдения графиков подхода паромов. Машины задерживаются в порту ещё и потому, что ответственные лица не всегда своевременно подают необходимые документы.

«Регулярно отмечаются случаи, когда при наличии скопления АТС на таможенном посту пакеты документов отсутствуют. Имеются многочисленные случаи, когда нарушаются сроки формирования товарных партий для экспорта», — говорится в сообщении Краснодарской таможни.

Для исключения случаев массового скопления машин принимаются различные меры. Сотрудники таможенного поста ведут анализ длительности таможенных операций и контроль графика движения судов. Штатная численность таможенного поста увеличена, а рабочие смены в период пиковых нагрузок получают усиление.