← Дзен

«Здесь нет романтики, только тяжёлый заработок»: предприниматель рассказал о бизнесе в автоперевозках

© Вячеслав Палес / Фотобанк Лори

Руководитель транспортно-экспедиционной компании предостерёг тех, кто хочет купить первую машину и начать своё дело.

Руководитель транспортно-экспедиционной компании с небольшим автопарком Константин рассказывает о работе подписчикам своего YouTube-канала. Последнее видео предпринимателя — ответ блогерам, которые утверждают, что начать своё дело в перевозках и заработать может если не каждый, то почти каждый. Константин уверен: зарабатывать здесь действительно можно, но для этого понадобятся опыт, целеустремлённость, готовность к тяжёлому труду и... первоначальный капитал. С нынешними ставками по кредитам и лизингам использовать заёмные средства для покупки подержанной машины равносильно краху. 

Посмотреть видео целиком и послушать рассказ о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются владельцы грузовиков, можно по ссылке. А мы приведём основные тезисы Константина, предостерегающего потенциальных новичков. 

* * *

— Почему люди идут в грузоперевозки? Потому что тут хорошие условия работы и романтика? Ничего подобного: я общался со своими водителями, все они пришли сюда за деньгами. За длинным рублём, который зарабатывается за счёт твоей эксплуатации, за счёт пребывания в некомфортном состоянии. С этой работой ты лишаешься сна и покоя. Это самый настоящий дальний бой.

Единственный из наших водителей, для которого в работе действительно осталась какая-то романтика — молодой парнишка, Димон. Привет тебе большой! Но километражи и проблемы с машиной будут эту романтику сглаживать.

Сюда приходят зарабатывать. И почти всегда у новичков есть какая-то мотивационная составляющая: либо кто-то из родственников работает в перевозках, либо как-то иначе связан с дальнобоем.

Обычно у тех, кто хочет начать своё дело, есть первоначальный капитал, накопленные или вырученные откуда-то деньги. Брать сегодня кредит под 25-30%? Ни к чему хорошему это не приведёт. Чтобы отбить такой кредит, придётся работать стоя, делать хороший рублекилометр.

Если вы всё же на это решитесь, следующей проблемой станет выбор подержанной машины. Грузовики сейчас жёстко эксплуатируют, экономят на всём. Покупка подержанного грузовика — громадная лотерея, поэтому технику нужно рассматривать ремонтопригодную. И всё равно купишь кота в мешке. «Эксперты» не помогут, никому это не нужно. Если смотреть машину перед покупкой в сервисе, сервис вам должны порекомендовать, мастера не должны отнестись к осмотру похабно.

На сервисах вас будут обувать, обувать и обувать: однажды и меня раскрутили на 400 тысяч за ремонт полуприцепа. Поэтому, если заходишь в грузоперевозки, ремонт должен быть на тебе — тут без вариантов. 

Со специалистами тоже беда. В Казани запись к луидоровскому электрику — на 20 дней вперёд. На другой точке очередь чуть поменьше, но тоже большая. К адекватным специалистам на адекватных сервисах попасть тяжело.

Если что-то случится, вы останетесь никому не нужны. Сейчас мороз, в регионах температура опускается до –40 градусов. Одни машины встают, а другие проезжают мимо, потому что боятся: что-то прихватит, потом не тронешься. Поломка, особенно если нет связи — это очень неприятно. В лучшем случае вас дотянут до ближайшей стоянки, в худшем — останетесь в ж*** мира с дорогостоящим грузом.

Прийти в дальнобой, не зная его, выйти на межгород после работы по городу, купив машину на заёмные деньги — это путь к краху.

Говорят, что можно и водить машину, и искать загрузки. Да, можно, но вы будете терять в прибыли. Потому что адекватные заявки на определённых направлениях очень трудно искать. Выскочила — быстро звонишь и забираешь документы. Пока вы грузитесь, чинитесь, растентовываетесь, выгодные заявки будут уходить более активным, более болтливым.

Перевозчики и экспедиторы работают по-разному. У нас, экспедиторов, совсем другой подход, у нас основное — клиент, ты всегда работаешь от заявки. Не поедет одна машина, так поедет другая. А перевозчик работает от машины, замкнут на ней. И если он будет искать загрузки сам, потеряет 5-10% от прибыли. Можно работать самому, но на каждом светофоре что-то придётся обновлять, что-то проверять и терять при этом хорошие заявки, которые вы не сможете забрать.

Настрой должен быть «Всё сам могу, всё сам сделаю». И на любое происшествие нужно реагировать не «Караул, помогите!», а «Давайте решать вопрос».

У нас КАМАЗы новые, проходимость пока понимаем не очень хорошо. Водитель заехал на стоянку, «сел» в сугроб. Подъехала наша техничка, «Газон», дёрнула. Казалось бы, ерунда, но такие моменты происходят постоянно.

Оплата — отдельный разговор. Сперва нужно набрать «оборотку», чтобы не остаться без топлива и не встать в ожидании денег. Вы столкнётесь с хитрыми посредниками, сложными договорами с большими штрафами, и бороться с этим не сможете — вы будете один против системы. А система коварна! Нам недавно прислали заявку в pdf, шрифт внизу, наверное, четвёртый, с бумаги не читается. Там прописано, что во всём виноват перевозчик. За срыв погрузки экспедитор платит тебе 1500 в сутки, а ты за срыв погрузки платишь 10% от тарифа. И это ещё адекватно!

Стало больше кидалова, много обсуждают недобросовестных партнёров. Если вы не суперудачный человек, то раз в год вас будут «опрокидывать», иногда на существенные деньги. Сколько стоит рейс? У нас по одному была ставка 720 тысяч рублей. Страшно? Да. Лёгкие это деньги? Нет!

Тот, кто приходит сюда, должен быть суровым мужиком. Никаких белых кроссовок! Но обязательно — зимняя форма, которую можно надеть, чтобы залезть под машину.

Легко ли зарабатывать в грузоперевозках? Когда ты всё это знаешь, когда есть постоянные клиенты, зарабатывать можно. Человек привыкает ко всему. Но бывает, что сегодня клиент хороший, а завтра он красный и концов не найдёшь. Вроде, мы опытные, вроде, процесс отбора согласован, но всё равно попали на схему: отвезли груз и остались без оплаты.

Про любую работу можно сказать, что она простая и лёгкая. В грузоперевозках есть целый ворох проблем, рисков, которые могут привести к очень неприятным последствиям. Это нелёгкая работа! Я не говорил про ДПС, про происшествия на дорогах, про риски кражи и даже случайного отравления в столовой. Если вышел в дальнобой, от этих рисков не уйти.

Если бы вы смогли вернуться обратно, в тот момент, когда начали заниматься перевозками — изменили бы своё решение или повторили бы всё заново? Думаю, большинство решится повторить. Перевозки — это отдельная сфера: здесь определённые люди, своя атмосфера. Я не знаю другой сферы, где так много приходится общаться с людьми. Здесь начинаешь разбираться в людях, получаешь навыки общения, которые пригодятся в жизни, но платишь за это комфортом и здоровьем. Здесь нет романтики, есть только тяжёлый заработок.