← Дзен

Дизельный кисель: почему фуры массово выходят из строя с наступлением холодов

© Икан Леонид / Фотобанк Лори

Превратившееся в кисель дизтопливо — кошмар любого дальнобойщика. Что говорят о замерзании горючего эксперты и можно ли обезопасить себя от такой ситуации?

В начале декабря в СМИ начали появляться многочисленные сообщения о замерзших фурах. Машины выходили из строя на федеральных трассах и региональных дорогах в разных уголках России. В передряги попадали как российские водители, так и иностранцы (например, в Пермском крае на трассе едва не замёрз дальнобойщик из Ирана).

Много сообщений о замёрзших фурах появилось и в соцсетях. Водители делились видеороликами с АЗС (на одном из них запечатлён дальнобойщик, отогревающий кипятком из чайника замёрзший пистолет на заправке).

Менее удачливые снимали топливо, замёрзшее в их баках.

К счастью, водителям практически всегда приходят на помощь полицейские, спасатели, дорожники — и неравнодушные коллеги. Как правило, машины отогревают прямо на месте, используя тенты и тепловые пушки, или отгоняют в тёплые боксы, где меняют вышедшие из строя фильтры и топливо.

Почему с наступлением морозов фуры выходят из строя и можно ли этого избежать? Этот вопрос мы задали экспертам: руководителю автосервиса ДизельМастерПитер Алексею Теленкову и руководителю Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александру Котову.

«Есть всего два выхода»

— Проблема в переходе с летнего топлива на зимнее, — рассказывает Алексей Теленков. — В зимний дизель добавляют присадки, чтобы он не густел, не превращался в молоко в баке, как говорят водители. В летнем топливе таких присадок нет. Когда температура опускается, летнее топливо густеет, фильтры забиваются, машина встаёт.

Варианта в таких случаях, как отмечает наш собеседник, всего два: либо отогревать машину в тёплом боксе, либо сливать загустевшее топливо, менять фильтры и заливать нормальное.

— Существует куча «антигелей», средств для разведения загустевшего топлива, но мы их не рекомендуем, — объясняет Алексей Теленков. — Бывали случаи, когда некачественный гель превращался в сопли, оседал на стенках бака, забивал фильтры, попадал в топливную аппаратуру, её потом приходилось ремонтировать. Но если вы уверены в производителе, то можно попробовать, чтобы добраться до ремзоны.

Алексей Теленков рекомендует заправляться только на известных сетевых АЗС. Даже если топливо окажется некачественным, от таких заправок можно будет получить компенсацию.

— Есть одна заправка в Петербурге, прямо на Московском шоссе. В прошлом году они не успели поменять летнее топливо на зимнее, и пять грузовиков примёрзло. Их владельцам компенсировали ремонтные работы, — рассказывает Алексей Теленков.

«Водители не виноваты!»

— Угадать, нормальная на АЗС солярка или нет, крайне сложно, — рассказывает Александр Котов, председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП). — Водители, которые ходят по определённым маршрутам, знают, где некачественное топливо и не заправляются на таких АЗС. А человек, который едет впервые, может заехать и заправиться.

Александр Котов уверен: водителей не стоит обвинять в небрежности, в желании во что бы то ни стало использовать летнее топливо, чтобы сэкономить деньги.

— Водитель не хочет замёрзнуть из-за солярки. У многих даже сделаны теплообменники на баках, небольшие радиаторы, стоит это недорого. Правильный водитель не постесняется предъявить начальнику чеки на дорогое топливо, хоть 65 рублей за литр. Пусть начальник бухтит, главное не замёрзнуть! — объясняет глава МПВП. — На некоторых АЗС на колонках стоят банки с образцами топлива. Водители часто заливают их себе в бак и доливают из пистолета, чтобы сотрудники не разводили такие «пробники» каким-нибудь реагентом. Так в морозную погоду водители узнают, подходит ли местное топливо для использования.

Александр Котов напоминает, что случиться такое может с каждым, и даже на сетевой АЗС топливо может оказаться плохим.

— Застраховаться невозможно: всегда может сыграть роль человеческий фактор. Даже на заслуживающую доверия АЗС могут привезти плохое топливо, если, допустим, водитель цистерны сольёт часть топлива и разбавит остатки некачественным дизелем. Поэтому фура может «примёрзнуть» и у новичка, и у профессионала. К нам не раз обращались за помощью, и мы всегда выручали водителей. Приезжали с генераторами, с теплопушками, отогревали. Я и сам однажды оказался в такой ситуации, правда, на легковой машине с дизельным двигателем. Вечером не добрался до дома с работы, заглох. Притащил родимую в бокс, отогрел, завёл, заменил топливо и дальше поехал!

Вместо заключения

Хоть наши собеседники и отмечают, что даже на брендовых заправках топливо может оказаться некачественным, в морозную погоду лучше заправляться именно здесь и обязательно сохранять чеки. Если машина всё же замёрзла, Алексей Теленков рекомендует использовать только проверенные «антигели» — и только как временное решение. 

Если фура заглохла, важно правильно оценить обстановку — и заряд батареи аккумулятора (он может быстро разрядиться от попыток завести двигатель). Во многих регионах (особенно на севере) предприимчивые граждане помогают водителям фур и подвозят тенты и тепловые пушки, чтобы отогреть машину. Стоят их услуги недёшево, но в некоторых случаях время дороже. В 2019 году воспользоваться такой услугой пришлось известному дальнобойщику Альберту, авторy YouTube-канала «Категория Е» — прочитать его историю можно по ссылке

Как мы уже писали, водителям часто помогают полицейские и дорожные службы. Такая помощь может оказаться безвозмездной, но не быстрой. Но если машина заглохла в суровый мороз в безлюдном месте, а помощь найти не удаётся, время обратиться в экстренные службы. Какими бы ни были последствия, здоровье важнее.