Пользоваться платными дорогами или нет – решение каждого. Кто-то скажет дорого, а кто-то – выгодно, потому что быстрее и спокойнее.
Чтобы расставить все точки над «и», Госкомпания «Автодор» и транспортная компания ITECO провели совместный эксперимент «Нам по пути» с участием грузовиков «КамАЗ».
Два тягача KAMAZ-54901 с одинаковыми полуприцепами и количеством груза отправились из Москвы в Петербург. Один ехал по бесплатной М-10 «Россия», второй - по М-11 «Нева». Оба грузовика добрались до финишной точки, вот только с разницей по времени, расходу топлива и количеству остановок. Рассказываем, как проходил эксперимент и делимся его результатами.
Для заезда был выбран будний день, четверг, чтобы условия на трассе М-10 были наиболее «стерильными», то есть с минимумом заторов на дороге. На результат пробега влияли только те условия, которые не зависят от дня недели – а именно: задержки на светофорах, ремонты на дороге и скоростной режим. Обе фуры получили одинаковый по весу и объему груз. Каждую машину заправили на одной и той же заправке. Разными были только трассы.
Одной машине предстояло пройти 637 км по автодороге М-10, другой – 628 по М-11. Грузовики шли с соблюдением всех правил дорожного движения, с часовой остановкой на обед и туалет. В дополнение к этому, шоферу на М-10 потребовалась смена, так как одному водителю фуры нельзя находиться за рулем больше 9 часов в сутки. Кто же приехал к финишу быстрее?
Первой в точку назначения приехала фура, двигавшаяся по М-11 «Нева». Дистанцию грузовик преодолел за 9 часов с учетом остановки на отдых. Конечно, конкурировать с платными дорогами по времени в пути сложно. На них нет светофоров и населенных пунктов, развязок в одном уровне, дорога имеет от двух полос движения в каждом направлении. Все это позволяет поддерживать высокую среднюю скорость, совершать минимум остановок и резких торможений, что напрямую влияет на сохранность груза.
Перейдем к полным результатам. Для сравнения итогов заезда грузовиков были выбраны три основных параметра: время в пути, расход топлива, количество остановок. Водитель по трассе М-11 потратил на дорогу 9 часов, его коллега на М-10 – 11,5. Средняя скорость тягачей соответственно составила 79 км/ч и 66 км/ч.
Следующим важным показателем является расход топлива. На обычной трассе он равнялся 26,2 литрам на сто километров. На скоростной – 25,5 литров.
Еще один показатель – количество остановок. Водитель «КамАЗа», двигавшийся по М-10, сделал в пути 31 остановку. Его коллега, выбравший для рейса трассу М-11, останавливался всего лишь 9 раз – это светофоры на обходе Твери, обед, туалет и финиш. Благодаря меньшему числу торможений второму водителю удалось снизить износ двигателя, колодок и коробки передач.
Технические аспекты эксперимента прокомментировал директор конструкторско-технологических изменений ПАО «КамАЗ» Марат Садыков. По его словам, именно количество остановок в дороге напрямую влияет на расход топлива и износ основных узлов грузовика.
«Фуре массой 40 тонн после остановки для набора скорости до 50 км\ч и выше требуется 350 мл топлива. Если эту цифру мы умножаем на 20 ненужных остановок, то получаем 7 литров, которые уходят просто в никуда», - сказал Садыков.
Эксперт отметил, что участвующие в эксперименте «КамАЗы» были оборудованы программой «Инженерно-аналитического сопровождения». Это позволило в режиме реального времени получать данные о движении каждого тягача. На основе полученных результатов специалисты сделали выводы об эффективности работы автомобиля и специфике вождения.
«Эффективность вождения мы оцениваем в баллах, где 10 баллов – это максимальная оценка, минимальная оценка 0. Соответственно, водитель по трассе М-11 проехал на 10 баллов, водитель по трассе М-10 проехал на 5 баллов», - прокомментировал Садыков, пояснив, что такой результат объясняется более свободным движением на М-11, и не таким плотным траффиком.
В «Автодоре» эксперимент признали информативным. Заместитель председателя правления Госкомпании Константин Макиев заметил, что даже в условиях отсутствия пробок на М-10, скоростная дорога М-11 дает преимущество во времени большегрузному транспорту.
«Тягач, двигавшийся по М-11, финишировал на 2,5 часа раньше. Это существенный выигрыш по времени. Кроме того, он уложился в 9 часов, а, значит, водителю не потребовалась длительная остановка на отдых. Что касается топлива, то его расход на М-11 оказался ниже на 0,7 литра на 100 километров. Это говорит о том, что скоростные дороги Госкомпании «Автодор» позволяют увеличить число рейсов без расширения штата водителей, быстрее доставлять грузы, сократить расход топлива и повысить безопасность грузоперевозок», - сказал Макиев.
В ITECO участие в эксперименте назвали полезным для компании. «На правах одной из крупнейших транспортных компаний страны ITECO периодически участвует в различных экспериментах, направленных на развитие отрасли, тестирует новую технику. За последние несколько лет наша компания в числе первых тестировала контрейлерные перевозки с новым оборудованием, электронные накладные и путевые листы, многие другие «новинки». Совместный эксперимент с Автодором позволил нам собрать «синхронную» статистику о движении по платной и бесплатной автодорогам, что важно - с использованием моделей тягачей и полуприцепов, составляющих основную долю автопарка компании. Эти данные могут быть полезными для нашей компании в дальнейшем», - заявил президент группы компаний ITECO Евгений Бабаев.
Что в итоге? Кроме технических оценок эксперимента - скорости, времени, износа и расхода, есть еще один важный показатель. Он не измеряется приборами, о нем говорят сами дальнобойщики. Это спокойствие или комфорт.
На скоростных дорогах созданы все условия для поддержания стабильной скорости и использования круиз-контроля, обустроены площадки для отдыха, меньше факторов для резких торможений, что напрямую влияет на целостность груза. Все это сохраняет нервы водителя, а, значит, бережет его здоровье и эмоциональный фон.
Смотрите уникальный видеосюжет с полными результатами эксперимента и комментариями экспертов: