← Дзен

Взаимовыручка на трассе: дальнобойщик рассказал, как попросить о помощи и кому не нужно помогать

Водитель уверен: помощи на дороге не придётся долго ждать, если правильно её попросить и подготовиться, чтобы не отнимать у других время.

Авторы канала Dalnoboi.pro продолжают публиковать архивные видеоролики. В этом видео водитель рассказывает о теме, часто вызывающей споры на форумах и в тематических сообществах — взаимовыручке на дороге. Живо ли дальнобойное братство? Дальнобойщик уверен: живо, но прося о помощи, важно не забывать о других людях. 

*  *  *

— Часто по рации можно услышать горечь и обиду в словах моих коллег: нет былой взаимовыручки, нет того дружеского огонька, что был раньше, всё изменилось, всё плохо. Я позволю себе не согласиться! По-моему, всё не настолько плохо, как это обрисовывают.

У меня периодически возникают ситуации, когда человек просит о помощи — и, конечно же, если можешь, чем-то ему помогаешь. То же самое со мной: была пара-тройка серьёзных случаев, когда была нужна помощь в дороге — и мне сразу же помогали.

Года три назад у меня оборвало шестерню ГРМ, мотор заглох. Я съехал на обочину, поднял кабину и понял: двигатель нужно ремонтировать. Достал специальный канат, вытащил его и пристегнул к переднему фаркопу. Достал шланг подкачки, подключил к своей воздушной системе. Кричал по рации минут 15, не больше.

Когда кричишь по рации, тебя в определённом радиусе слышат люди, едущие в двух направлениях. Прежде всего нужно обозначить, где и в каком направлении ты стоишь. Когда кто-то приближается и слышит тебя, многие не успевают сообразить и принять решение — могут они помочь или нет? Ведь не обязательно человек не хочет: у него может не быть возможности зацепиться, может не хватать мощности, а может, он куда-то спешит. По рации я говорил, что у меня подготовлены канат и шланг, что меня нужно только зацепить и дотащить до стоянки.

Важно оповестить потенциального помощника как можно раньше. Тех, кто шёл во встречном направлении, я просил покричать, что стоит машина, парень просит помощи. И сквозь шумы слышал, что люди, проезжавшие навстречу, спустя несколько километров сообщали коллегам о сломавшемся грузовике.

Машина с грузом уязвима, разбойниками наши дороги славились со времён народных сказок (помните соловья-разбойника?), поэтому нужно было делать ноги туда, где есть люди и цивилизация.

И 15 минут не прошло, как подлетел «американец», Краснодарский регион, тентованная машина. Сообразили как зацепиться (у меня для этого есть специальная якорная скоба), я нашёл у него воздушную розетку, он закачал мне воздух в систему — и мы покатили. Минут через 10-15 он уже затаскивал меня на стоянку в Поддубках. Аккуратно поставил, чтобы никому не мешать, я отцепился, мы ударили по рукам — и больше ни разу не встречались. Где-то, наверное, колесит по дорогам, я до сих пор его вспоминаю.

Взаимопомощь на дороге так или иначе присутствует, но с оговорками. Дорога это дорога, люди здесь разные, и просто так бросаться кому-то в объятия в желании помочь не нужно.

Человек просит о помощи? Послушай, подумай: что он хочет? Может, это какое-то кидалово? Таких случаев полно, когда подходит незнакомец, представляется дальнобойщиком, рассказывает грустные истории и просит куда-то подвезти. Была аналогичная ситуация и у меня. Я спросил незнакомца:

— Ты что, водитель?
— Да, моя машина там-то.
— Покажи путевой лист.
— Он в машине, я за ним не пойду.
— Тогда покажи водительское и паспорт.
— Водительское тоже в машине, а зачем тебе мой паспорт…

Очевидно, человек не хотел, чтобы я видел его документы, узнал имя и фамилию, он был озадачен какими-то своими целями.

Люди на дороге разные, и ситуации бывают разными. Коллеге всегда надо помочь — но не каждый коллега готов принять твою помощь. Тверская объездная, мороз, зима. Крик в рацию: «Ребята, нужна помощь, шлифанул». Водитель заехал на заправку, на выезде небольшой пригорок, машина не смогла его преодолеть. Как сейчас помню, это был International 9500, который называли «людоедом». А я как раз без прицепа, на одиночке, мне его столкнуть шесть секунд, тем более я подгруженный. Связался за несколько километров:

— Воздух есть, всё приготовлено?
— Да, машина заведена.

Делаю круг по заправке, подъезжаю к нему, а он как сидел, так и сидит в кабине. Подошёл к нему:

— Ты чего сидишь-то?
— Ну я не знал, подъедешь ты или не подъедешь…

Он пошёл искать свой трос, который обнаружил намотанным на отбойнике, покрытым льдом и снегом. Начал его снимать… моему возмущению не было предела: просишь о помощи — так приготовься её получить! Я говорю:

— Ладно, ты вытаскивай, а я поеду, кто-то следующий тебе поможет.

Если я хочу помочь человеку, то человек должен хотеть принять эту помощь. А если он сидит и ждёт, пока за него всё сделают, это неправильно.

Иной раз мои коллеги начинают рассказывать: а вот на северах, чтобы ты там встал и мимо проехали… стоп! Не надо путать экстремальный север и комфортную, «полуофисную» европейскую часть России, почти Европу. Разные вещи! На севере холодно. Если человек там остановился, значит, у него проблемы, и если ему не помочь, он скорее всего замёрзнет. Вариантов нет! А у нас если машина стоит на обочине, ещё не факт, что водителю нужна помощь. Не останавливаться же у каждой припаркованной машины? Если человеку нужна помощь, он как-то это обозначит: будет кричать по рации или выставит знаки.

В своё время мы, когда была нужна помощь, находили на обочине старую покрышку, ставили на обочине, на расстоянии перед машиной и поджигали. Любой водитель видел покрышку и понимал, что впереди какая-то беда или авария, или человеку нужна помощь. Если убабахался где-то, если что-то случилось и в тебя могут влететь — обязательно нужно себя обозначить.

В дневное время тебя разглядят, а в ночное… свет от встречного транспорта, усталость, свои фары могут бы замызганными. Неважно, какая причина — важно, что если тебя увидят слишком поздно, человек может не успеть остановиться.