← Дзен

Правила перевозки грузов по России в 2023

фото: rosavtodor.gov.ru

2023 год начался совсем недавно — а в России уже вступило в силу несколько законов и постановлений, которые сказались на работе автоперевозчиков.


«Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» — один из главных документов, регламентирующих правила автомобильных грузоперевозок в России. В 2023 году в него было внесено лишь одно изменение, касающееся необходимости оформления электронных сопроводительных документов при перевозке отдельных видов древесины.

Тем не менее, правила перевозки грузов поменялись из-за принятия и изменений в других нормативных актах. Рассмотрим их подробнее.

Что уже случилось

Электронных перевозочных документов стало больше

Электронный документооборот в автоперевозках развивается стремительно и неукротимо. В марте этого года к уже существующим электронным перевозочным документам (ЭПД) — транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-наряду — добавились электронные путевые листы, договоры фрахтования и заказы (заявки). Постановление, разрешающее их использование в ГИС ЭПД премьер-министр Михаил Мишустин подписал 25 марта, в этот же день оно вступило в силу.

Пока использование электронных перевозочных документов остаётся делом сугубо добровольным. В профессиональном сообществе, однако, уверены, что рано или поздно такие документы станут обязательными. Когда именно это случится - неизвестно: на одной из конференций замглавы Минтранса Дмитрий Баканов заявил, что ЭПД может стать «отраслевым императивом» уже в 2024 году, но с тех пор никакой информации об этом не поступало.

Спецразрешения тоже стали электронными

С 1 января 2023 года спецразрешения на перевозку КТГ стали полностью электронными — оформить бумажное разрешение уже нельзя. Для оформления электронных спецразрешений нужен такой же пакет документов, что и для оформления бумажных, а кроме того — электронная подпись. Срок оформления уменьшился и теперь составляет 4-6 рабочих дней.

Интересно, что утверждённый Минтрансом порядок оформления электронных спецразрешений обязывает перевозчиков… распечатывать электронные документы на бумаге. Зачем — остаётся только догадываться; возможно, таким образом чиновники решили подстраховать перевозчиков на случай, если мобильное устройство водителя выйдет из строя.

Путевые листы нужно заполнять по-новому

С 1 марта 2023 года вступил в силу приказ Минтранса, изменивший порядок заполнения путевых листов. Теперь оформлять документ должен собственник транспортного средства — или арендодатель, если машину сдали в аренду. Документ должен быть оформлен до того, как машина выйдет на линию. Показания одометра при этом нужно вносить в путевой лист каждого водителя при сдаче/приёмке машины.

Подробные разъяснения о новых правилах заполнения путевых листов опубликованы на сайте Ространснадзора.

Весогабаритная реформа: нештрафуемые пороги

В июне прошлого года президент России подписал закон, который в пять раз повысил нештрафуемый порог перегруза, если нарушение фиксируется АПВГК. Теперь «умные весы» не штрафуют перевозчиков, если те случайно допустят небольшой перегруз.

В марте 2023 года был подписан аналогичный закон, касающийся штрафов за превышение допустимых габаритов. Теперь АПВГК не выносят штрафы, если габариты превышены не более чем на 10 сантиметров.

Нештрафуемые пороги введены в первую очередь для борьбы с несправедливыми штрафами. АПВГК нередко выписывали штрафы за габаритные нарушения из-за тентов или пологов, раздувающихся на ветру. Незначительный перегруз мог возникнуть в случае перемещения груза в полуприцепе, кузове или цистерне. Стоит отметить, что даже минимальный размер штрафа за весогабаритные нарушения довольно велик и составляет 150 тысяч рублей.

Штрафовать начали владельцев транспорта

Ещё одно изменение по части весогабаритного контроля коснулось владельцев грузового транспорта: теперь они не могут перекладывать штрафы на водителей. В марте 2023 года статью 12.21.1 КоАП изменили таким образом, что почти за все нарушения штраф может быть вынесен только владельцам грузового транспорта. Ранее оштрафовать могли и водителей, и должностных лиц, ответственных за выпуск машины на линию, причём размеры штрафов для них были существенно ниже.  

Стоит также отметить, что теперь размеры штрафов за нарушения, зафиксированные АПВГК и инспектором контролирующих органов, стали одинаковыми.

«Платон» резко подорожал

C 1 февраля 2023 года резко вырос тариф системы «Платон» — он вырос на 30 копеек, до 2,84 рубля. Такой резкий скачок тарифа в Минтрансе объяснили высоким уровнем инфляции в прошлом году, тогда он составил 11,94%.

Что случится в ближайшем будущем

Каботаж для перевозчиков из ЕАЭС

В конце минувшего года президент подписал закон, разрешающий перевозчикам из стран ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия) каботажные перевозки по России. Закон вступит в силу весной 2025 года, и тогда компании из этих стран смогут выполнять перевозки внутри России. Правда, с рядом ограничений: лишь после получения разрешения от Ространснадзора, не более трёх перевозок подряд, а кроме того, перевозки должны быть «географически обоснованы» и укладываться в маршрут, по которому машина в итоге вернётся в домашний регион.

Российским перевозчикам такие новости, конечно, не понравились. Опрошенные нами эксперты отметили, что в странах ЕАЭС себестоимость перевозок гораздо ниже, чем в России: европейская техника и запчасти доступнее, дизельное топливо дешевле, платить водителям можно меньше. Поэтому перевозчики из этих стран смогут работать у нас по небывало низким ставкам — и оставаться при этом в плюсе, забирая работу у российских компаний.

Повторимся: закон должен вступить в силу через два года. Но в начале марта 2023 года президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал у правительства «решить вопрос каботажа по России до конца года», а уже в конце месяца премьер-министр республики Роман Головченко заявил, что «вопрос решён». Что это значит — остаётся только догадываться.