В преддверии 10-летнего юбилея ассоциации «Грузавтотранс» её руководитель Владимир Матягин рассказывает о деятельности общественной организации, о борьбе с коррупцией, несовершенством законодательства — и с безразличием предпринимателей.
— Перевозчики на многие вещи смотрят с изрядной долей фатализма. Считают, что невозможно побороть систему или поменять её. Это неправда. За десять лет работы мы многим смогли показать, что добиться справедливости можно почти всегда — если действовать сообща и не опускать руки.
Когда-то я сам был предпринимателем, занимался самосвальными перевозками, и на меня оказывали колоссальное давление контролирующие органы. Большинство перевозчиков боится с открытым забралом идти и добиваться правды: они понимают, что управа на них — у ГИБДД, у прокуратуры, да хоть у кого — всегда найдётся. Поэтому и важны общественные организации: они могут поднять любой вопрос, не раскрывая при этом источник информации.
Нам не раз звонили и спрашивали: кто именно рассказал вам о тех или иных нарушениях? Мы всегда отвечали: информация — от наших членов, перевозчиков, называть их мы не будем, а вы отрабатывайте запрос и проводите проверки.
Хотя, чего греха таить, влиять иногда пытаются и на общественников.
Как всё начиналось
В 1998 году я начал заниматься автомобильными грузоперевозками. Своими глазами видел, как формируется рынок после распада СССР и как появляются нехорошие тенденции: отмена лицензий привела к тому, что перевозками начали заниматься люди, не понимающие, что такое транспорт. Некоторые буквально продавали домик в деревне, покупали ржавый Камаз и начинали работать за копейки, нарушая все возможные правила. А сотрудники контролирующих органов начали этим пользоваться, создавая схемы по заработку денег. Рынок серьёзно пошатнулся, ставки пошли вниз.
Когда начался кризис 2008 года, я и мои коллеги поняли: если всё и дальше так пойдёт, будущего у нас может не быть. Стало ясно, что нужна общественная организация, к которой будут прислушиваться госорганы. И в 2011 году мы открыли местечковую Ассоциацию самосвальных перевозчиков.
Мы видели, что запрос на создание такой организации есть, но у людей, которые пытались объединяться в других регионах, ничего не получалось, они опускали руки. И мы тоже едва не опустили руки. Первый год был самым тяжёлым, трудно было побороть себя, заставить двигаться дальше, когда ничего не получалось — СМИ не обращали внимания, чиновники отвечали отписками.
Но постепенно колесо раскручивалось, и через пару лет оно уже довольно быстро катилось с горки.
К 2013 году стало ясно, что в профессиональном сообществе есть запрос на общественную организацию, которая занимается не только самосвальными перевозками, но автомобильными грузоперевозками в целом. Тогда и появилась ассоциация «Грузавтотранс».
Очень тяжёлым для нас стал следующий, 2014 год. Финансовый кризис, связанный с обвалом рубля, сказался на бизнесе перевозчиков: некоторые компании ушли с рынка, другие боролись за выживание, им было не до общественной деятельности. Но мы продолжали работу, активно взаимодействовали с перевозчиками и государственными ведомствами. Тогда система «Платон» начинала приобретать очертания, и мы много говорили об этом, но, к сожалению, у нас привыкли что-то делать, только когда клюнет жареный петух. Он клюнул в 2015-м.
Перевозчики против «Платона»
История с «Платоном» стала для нас важной вехой, она задала нам огромный импульс для развития. До 2015 года мы нащупывали методы взаимодействия с властями, у нас многое не получалось, а перевозчики относились к нам с недоверием. Но мы продолжали работу, и благодаря «Платону» о нас узнали многие. Мы инициировали создание рабочей группы при Минтрансе и на её площадке акцентировали внимание чиновников на недоработках системы, на её необдуманном внедрении. Заседания проходили каждую неделю, иногда дважды; работали до поздна.
Нам удалось саккумулировать и донести до властей позицию многих перевозчиков, показать СМИ, что владельцев транспорта не устраивают нововведения, что они объединяются и готовы отстаивать свою позицию.
Мы предложили снизить штрафы за неоплату с 500 до 5 тысяч рублей — это было реализовано. Тариф системы удалось снизить до 1,53 рубля (изначально был заложен тариф в 3,53 рубля за километр — даже сегодня, спустя семь лет, после многочисленных индексаций стоимость километра составляет всего 2,84 рубля). Кроме того, чиновники, работавшие тогда в Минтрансе, пообещали отменить транспортный налог — но обещание не сдержали: в течение двух лет действовал налоговый вычет, после был отменён и он. В любом случае, всё это позволило российским перевозчикам сэкономить сотни миллиардов рублей.
В 2017 году мы встретились с премьер-министром Дмитрием Медведевым. По итогам встречи Медведев дал правительству 12 поручений по части весогабаритного контроля, электронного документооборота, подготовки водителей, законодательства о штрафстоянках. Что-то было взято в работу, а что-то пустили на самотёк: наши чиновники не всегда выполняют поручения даже от самого высокого начальства. В том же году мы организовали поездку по регионам — по европейской части России и Сибири. Проводили круглые столы, собирали информацию о проблемах местных перевозчиков, аккумулировали её и передавали в ведомства и инстанции, подсвечивая проблемы предпринимателей.
Три месяца без перегруза: как в Ленобласти победили коррупцию
В конце 2017 года мне начали звонить самосвальщики из Ленобласти. В регионе значительно ужесточили борьбу с перегрузами, машины тысячами (без преувеличения, 2000 машин за неделю!) отправляли на штрафстоянки. Я приехал, собрал перевозчиков и говорю им: это же отлично, давайте ездить без перегруза! Разумеется, слышу возражения: кто-то в любом случае будет «заносить» и ездить с нарушениями.
Тогда наша ассоциация связалась с Ространснадзором и предложила организовать общественный контроль — следить за нарушениями и сообщать о них, чтобы все перевозчики оказались в равных условиях, чтобы конкуренция стала здоровой. Мы договорились с Ространснадзором о взаимодействии и начали работу.
И буквально за несколько недель проблема решилась. Самосвалы в Ленобласти перестали возить сверх меры! Да, пришлось поработать, подключали и ГИБДД, и даже ОМОН. Но порядок навели! Машины стали меньше ломаться, водителям больше не нужно было прятаться — как же хорошо!
Это продолжалось три месяца. А потом инспекторы Ространснадзора исчезли с трасс, и в скором времени перевозчики снова начали ездить с перегрузом. Оказалось, что руководитель службы ушёл на повышение. Но виноваты, конечно, не только правоохранители, виноваты и сами перевозчики. Ведь за три месяца стало очевидно, что можно работать по закону! Вместо того, чтобы потребовать вернуть контроль, организовать какие-то акции или даже забастовки, все просто решили продолжить ездить с перегрузом.
Проблемы зерновозов и нештрафуемые пороги
В 2018 году к нам стали подключаться регионы: «вы у себя порядок наводите, мы тоже хотим». Открылся первый филиал в Екатеринбурге. Тогда на некоторых дорогах начали появляться АПВГК, но большая их часть оставалась «бесконтрольной» — мы указывали на то, что брать под контроль нужно все дороги разом, иначе одни будут работать с нарушениями, а другие по закону, и конкуренции они не выдержат. Мы начали «погружаться» в эту ситуацию, потому что планы по размещению автоматических весов были наполеоновскими, и всё это никак не регулировалось.
В том же году к нам обратились владельцы зерновозов из южных регионов. Им приходилось ездить с огромными перегрузами: они были бы рады работать по закону, но это было невозможно, т.к. они не выдержали бы и месяца конкуренции с теми, кому закон не писан. Мы предложили изящное решение: обязать порты не принимать перегруженные машины, и начали бомбардировать администрацию президента ежедневными отчётами о нарушениях в этой сфере.
И проблему удалось решить! Между трейдерами, портами, Минтрансом и Налоговой службой был заключён меморандум. Одно из его положений запрещало портам принимать машины с перегрузом — и до сих пор на Юге России порты такие машины разворачивают.
2020 год запомнился, конечно, пандемией. Мы плотно работали с весогабаритными нарушениями, акцентировали внимание на других проблемах и к 2021 году подошли с пониманием, что нужна ещё одна поездка по регионам.
Когда стало известно о деле Сафонова, мы обратились к главе Следственного Комитета Александру Ивановичу Бастрыкину и поблагодарили его за работу. В ходе беседы я рассказал, что таких «Сафоновых» в регионах, к сожалению, ещё очень много и предложил главе Следкома принять участие в нашей поездке. Александр Иванович согласился и выделил нам куратора.
Эту поездку мы провели вместе с партией «Новые люди», которая тогда собиралась «заходить» в Госдуму. По её итогам нам удалось привлечь внимание к проблемам коррупции и несовершенства законодательства, связанного с АПВГК. Кроме того, нам удалось доказать, что перевозчики в подавляющем большинстве случаев не стремятся ездить с перегрузом. Если владелец машины захочет нарушить, он загрузит не 20 тонн, а 40 или 50. Если нагрузка превышена на одну-две тонны, то в 99% случаев это значит, что нарушение было непредумышленным, и штрафовать перевозчика на несколько сотен тысяч рублей несправедливо.
Итогом этой работы стало введение нештрафуемых порогов: сперва, в декабре 2022 года, по весу, а в марте 2023 по габаритам.
В 2019-2020 годах мы начали плотно сотрудничать с ОНФ. Это президентская структура, довольно влиятельная, и нештрафуемые пороги были введены во многом благодаря нашему с ней сотрудничеству.
В прошлом году начали взаимодействовать с фракцией «Справедливая Россия – Патриоты – За Правду». Каждые три месяца проводим круглый стол, собираем перевозчиков на площадке Госдумы. Работаем над тем, чтобы такие мероприятия посещало как можно больше депутатов и чиновников из министерств и ведомств. Они должны встречаться с людьми, слушать их, погружаться в проблематику, а не высасывать законопроекты из пальца.
Многие наши предложения были реализованы в законах, призванных помочь предпринимателям, которые столкнулись с трудностями из-за санкций и частичной мобилизации. Это отсрочки по кредитам и лизингам, меры поддержки для мобилизованных индивидуальных предпринимателей.
Перевозчикам нужно своё министерство!
Путь был очень тяжёлым. Если бы тогда, 10 лет назад, я знал, сколько всего предстоит сделать, то крепко бы задумался. Но сейчас понимаю: всё было не зря.
Сегодня мы продолжаем заниматься тем, чем занимались с самого начала: пытаемся усовершенствовать законодательство, добиваемся создания профильного министерства автомобильных грузоперевозок, объединяем игроков рынка и отстаиваем их права. А ещё оказываем нашим членам юридическую помощь.
Водители компаний-участников всегда начинают разговор с сотрудником контролирующих органов с фразы: «я нахожусь под защитой организации «Грузавтотранс», мы должны подключить к нашей беседе юриста». В большинстве случаев на этом беседа заканчивается, если, конечно, инспектор не остановил машину из-за какого-то реального нарушения.
О Министерстве по автомобильному грузовому транспорту и грузоперевозкам стоит сказать отдельно. Его у нас до сих пор нет. Минтранс за развитие грузового транспорта не отвечает, в положениях о деятельности ведомства это не прописано. Подозреваю, что Минтранс защищает интересы Росавтодора: подкидывает нам то «Платоны», то тахографы, которые работают вхолостую, то пункты весогабаритного контроля...
В советские времена дорогами заведовало отдельное Министерство по дорожному хозяйству. Сегодня его преемнику, Росавтодору, государство выделяет огромные деньги, а на грузовой автомобильный транспорт не выделяет ничего. Но именно с автоперевозчиков «спрашивают», когда речь заходит о состоянии дорог.
В те времена министерство было и у автоперевозчиков. Два министра садились и согласовывали свои действия: одному нужно было строить и ремонтировать дороги, другому возить по ним грузы. Тогда учитывалось мнение каждого из них, а сегодня «дорожники» оказались в приоритете.
Мы открыто говорим, что автотранспорт сегодня не защищён — нет структуры, которая занималась бы его развитием. Не раз предлагали учредить Министерство грузового транспорта, но пока предложение остаётся без ответа.
Если бы российские перевозчики были активными, если бы все думали о завтрашнем дне! В стране 6,5 миллионов машин: каждому владельцу транспорта скинуться по тысяче, и получится 6,5 миллиардов рублей. Это бюджет, сравнимый с министерским: мы смогли бы нанять суперюристов, суперэкономистов, научно обосновывать необходимость тех или иных изменений в законодательстве…
Мы стараемся взаимодействовать не только с Минтрансом, но и с другими властными структурами. Я член общественного совета при Ространснадзоре — возглавляю комиссию по транспорту и весовому контролю; мы следим за тем, как Ространснадзор работает на этом направлении. Многие наши представители в регионах являются членами советов в местных министерствах и департаментах: такое взаимодействие с властями помогает наладить диалог, донести проблему до тех, кто может и должен её решать.
Ассоциация проводит различные мероприятия, официальные и неформальные — от конференций и круглых столов до слётов перевозчиков. Ближайшая встреча состоится 12 апреля, в день юбилея «Грузавтотранса». За круглым столом соберутся члены ассоциации и гости — представители органов власти. Такие встречи помогают перевозчикам на время забыть о конкуренции, чтобы обсудить насущные проблемы.
Наша главная цель — скоординировать и защитить автоперевозчиков, поменять законы таким образом, чтобы они согласовались с экономическими аспектами деятельности «на земле». С этим посылом мы поднимали и поднимаем самые разные темы, от «Платона» до тахографов и весогабаритного контроля.
В нашу ассоциацию входят как частники с одной машиной, так и крупные компании с автопарком более тысячи грузовиков. Всего около 10 тысяч большегрузов, но среди членов ассоциации есть и не-транспортные компании, занимающиеся ремонтом машин, мониторингом транспорта, продажей запчастей и т.д.
Среди партнёров «Грузавтотранса» — Биржа грузоперевозок ATI.SU. Участники Биржи, вступившие в ассоциацию, получают соответствующий значок в паспорте: партнёры видят его и понимают, что это проверенная компания, за которой стоит большая отраслевая ассоциация.
Одна из важнейших задач — объединить регионы в единую систему взаимодействия. Мы хотим, чтобы в каждом регионе были представительства, ассоциации или союзы перевозчиков, которые взаимодействовали бы с нами, чтобы они имели возможность через нас передать информацию на самый верх, в Минтранс или Правительство, и получить обратную связь.
Наш головной офис открыт в Санкт-Петербурге, представительства есть в Москве, Екатеринбурге, Белгороде, Брянске, Самаре, Казани, Краснодаре, Саратове и многих других городах. Мы взаимодействуем с перевозчиками по всей России, от Калининграда до Магадана. Призываем всех задуматься о завтрашнем дне: чем быстрее мы объединимся в единую систему, тем быстрее сможем добиться изменений в законодательстве, сделать его логичным и правильным.
Главное достижение ассоциации — это доверие общественности. Мы смогли победить фатализм, неверие в возможность что-то изменить.
Не каждый день, но каждую неделю к нам присоединяется новая компания. А это значит, что люди знают о нас и верят в нас. Многие не решаются вступить в ассоциацию: следят за деятельностью, но звонят, только если возникает какая-то проблема. Я им говорю: вступили бы раньше — может, и проблема бы не возникла. Чем нас больше, тем весомее наша позиция.
Приглашаем к сотрудничеству и ждём вас в ассоциации! Мы рады всем, вне зависимости от оборотов и размеров автопарка. Сегодня мы — весомый голос транспортной отрасли, мы находимся в конструктивном диалоге с государством, и нас слышат. Этой возможностью нужно пользоваться!