← Дзен

"Проезд через посты контроля стал платным для всех"

Фото: "Грузавтотранс"

Недавно в Крыму завершился антикоррупционный автопробег ассоциации «Грузавтотранс». Его участники побеседовали с водителями и перевозчиками, проверили 17 АПВГК (на каждом из них нашлись нарушения) и обнаружили платёжный терминал на посту Ространснадзора в Ростовской области.

На прошлой неделе ассоциация «Грузавтотранс» завершила поездку по регионам России, в ходе которой общественники проверяли АПВГК и выявляли случаи коррупции, связанные с весовым контролем. Поездка длилась без малого месяц (за это время представители «Грузавтотранса» объехали 26 регионов, преодолев свыше 12 тысяч километров): счёт выявленным нарушениям идёт на сотни.

С чего всё началось

Идею поездки президент «Грузавтотранса» Владимир Матягин вынашивал давно, а спусковым крючком стало дело главы Ставропольского ГИБДД, Алексея Сафонова. В июле его задержали по подозрению в создании преступного сообщества. По версии следствия, Сафонов и другие высокопоставленные чиновники пользовались служебными полномочиями и брали взятки, в том числе с водителей большегрузов — за беспрепятственное прохождение пунктов весового контроля.

Такие истории в России, к сожалению, не редкость. Несколько раз в год СМИ публикуют информацию о задержании сотрудников контролирующих органов, обложивших данью водителей в подопечном регионе. 

Но дело Сафонова стало особенно резонансным: задержание главы краевого ГИБДД — громкое событие, а пикантности ему добавило дворцовое убранство особняка, в котором был задержан подозреваемый.

Президент «Грузавтотранса» Владимир Матягин обратился к главе СК Александру Бастрыкину и предложил ведомству отправиться в «антикоррупционный автопробег». Следком не стал выделять для участия отдельных сотрудников, но пообещал наладить взаимодействие с «Грузавтотрансом» и проверить информацию, которая будет собрана в ходе поездки.

24 августа общественники отправились в путь.

Перевозчики против «бешеных рамок»

Выбирая объекты для проверки, общественники ориентировались в первую очередь на жалобы перевозчиков. Большую их часть «Грузавтотранс» получал через интернет, но участники поездки заглядывали и на стоянки, чтобы пообщаться с дальнобойщиками вживую.

В первом регионе маршрута — Нижегородской области — общественники побывали на двух АПВГК, и на каждом из них обнаружили серьёзные нарушения.

Автоматическое оборудование для взвешивания большегрузов требует строгого соблюдения правил установки. Незаметный невооруженным глазом уклон дорожного полотна или колейность могут привести к искажению результатов взвешивания — и, как следствие, огромным несправедливым штрафам. 

Требования к АПВГК чётко описаны законом, но при установке комплексов на них нередко закрывают глаза.

Посты в Нижегородской области не стали исключением. Здесь общественники обнаружили множество нарушений: например, колейность или отсутствие табло, оповещающих о перегрузе. На одном из АПВГК не были опломбированы ящики с метрологическим оборудованием — кто и зачем в них лазил, выяснить не удалось.

Подобные нарушения «Грузавтотранс» выявил и в других регионах. По мнению Владимира Матягина, эта проблема характерна практически для всей России. Ежедневно перевозчики из разных уголков страны получают огромные и совершенно незаслуженные штрафы, размер которых может достигать 500 тысяч рублей. Для многих такие штрафы означают практически неминуемое банкротство. Об одном из таких случаев общественникам рассказала индивидуальный предприниматель Елена Фильчагова:

Участники автопробега проверяют дорожное полотно на АПВГК. Фото: "Грузавтотранс"

— Мой коллега, ИП, возил горюче-смазочные материалы и собрал штрафов на 2 млн. 400 тыс. рублей, в основном, с Шумиловского АПВГК (Нижегородская область). Ему пришлось продать квартиру, чтобы их погасить и пересесть за баранку самосвала. Человека разорили полностью!

Оспорить штрафы, пришедшие с неисправных весов, очень трудно.

— Я пытался оспорить штрафы с постов весового контроля, — рассказал общественникам предприниматель из Пермского края, — доказать, что наши машины не были перегружены, это некорректно работали весы. Но суд почему-то принимал во внимание только доводы контролирующих органов. Я дошёл до Верховного суда, и все бесполезно, меня никто не хотел слушать...

Чтобы оспорить штрафы, необходимо инициировать проверку оборудования и добиться признания его неисправности. Такие прецеденты были — и перевозчикам возвращали уплаченные деньги на общую сумму в сотни миллионов рублей. Но случается такое редко.

Не дожидаясь окончания поездки, её участники организовали флэшмоб, который должен изменить сложившуюся ситуацию. Общественники призывают перевозчиков, обнаруживших любые нарушения на АПВГК, сообщать о них по адресу gruzavtotrans@sro-auto.ru. Юристы «Грузавтотранса» будут добиваться закрытия проблемных пунктов весового контроля до устранения неисправностей – такой опыт у них уже есть.

«Дорогу еще не сдали, а она уже развалилась»

Еще одна проблема, с которой участники поездки столкнулись практически в каждом из 26 регионов — удручающее состояние дорог.

— Дороги у нас в перманентном ремонте, — рассказал общественникам перевозчик из Тольятти, — но есть и ситуации похуже. Например, развязка в Тольятти, где делают мостовой переход. Объект еще не сдан, а дорога уже развалилась. Оказывается, строители применили инновации, которые вообще не работают. Проблема еще и в том, что организация, которая переход строит, уже на стадии банкротства, а гарантии кто будет нести?

В Саратовской области активисты обнаружили автодороги, которые не ремонтировались на протяжении пяти десятилетий. Местные журналисты сравнивают их дорожное покрытие со стиральной доской. Владимир Матягин подтверждает: сравнение вполне уместно.

— Проехав больше половины пути, мы уже готовы составить антирейтинг регионов, и в графе «Дороги» Саратовская область у нас сейчас на 1 месте! — заявил президент «Грузавтотранса» на одном из круглых столов.

Ростовский трэш

10 сентября участники автопробега прибыли в Ростовскую область. Отсюда поступало особенно много сообщений о коррупции. По информации «Грузавтотрнаса», сотрудники контролирующих органов берут взятки у водителей зерновозов — проезд перегруженной машины обходится водителю в 400-1000 рублей.

На одном из пунктов весогабаритного контроля общественники увидели, как транспортники проверяют большегрузы. Водители отдавали сотрудникам пакеты с документами, те быстро возвращали их и машины продолжали движение. Ни одна из них на весы не заезжала, и, как выяснилось позже, особого смысла в этом не было: сертификата на оборудование у транспортников не нашлось, а установлены весы были с нарушениями.

Но самая удивительная находка ждала общественников на посту Ространснадзора. В помещении они обнаружили… платежный терминал. 

Зачем он установлен? На этот вопрос инспекторы ответить не смогли.

В Краснодарском крае общественники столкнулись с провокацией. На одной из стоянок, куда участники автопробега заехали, чтобы побеседовать с водителями, их встретили казаки и полицейские, получившие откуда-то информацию о планируемой несанкционированной акции. Некоторые из них вели себя неадекватно и угрожали приехавшим арестом. Владимиру Матягину пришлось объяснить собравшимся, какие проблемы стоят перед российскими перевозчиками и в чем заключается смысл поездки. В итоге побеседовать с водителями всё же удалось, но неприятный осадок остался.

«Коррупция присутствует практически повсеместно»

— Общение с людьми показало, насколько глубоки и системны проблемы, на которые жалуются перевозчики, — рассказывает Владимир Матягин. — Региональные дороги находятся в ужасном состоянии. Практически все АПВГК установлены с нарушениями. Мы проверили 17 пунктов весового контроля, и везде выявили одни и те же нарушения: уклоны, наклоны, колейность. Жалобы по некорректной работе весов приходят практически со всех регионов!

Коррупция, по словам президента ассоциации «Грузавтотранс», также присутствует практически повсеместно. 

— Мы проехали 12,5 тысяч километров, и общаясь со многими перевозчиками — на стоянках, по рации, на круглых столах — слышали: берут везде. Не было ни одного региона, в котором с перевозчиков не брали бы деньги. Где-то 200 рублей, где-то 500, где-то 1000. Проезд через посты фактически стал для них платным. 

По итогам поездки «Груавтотранс» подготовил ряд обращений в разные инстанции. Собранная в ходе мероприятия информация о поборах обрабатывается, и в скором времени будет передана в Следственный Комитет. 

— Мы не можем ловить нарушителей за руку, у нас нет таких полномочий, — объясняет Владимир Матягин. — Но мы собрали огромное количество информации, которую можно использовать для проведения проверок на конкретных постах, и все эти данные будут переданы правоохранительным органам. 

Ещё одна цель, над которой продолжает работать ассоциация — приостановка работы АПВГК на региональных дорогах. Общественники намерены добиться аннулирования всех несправедливых штрафов и устройства пунктов контроля в чётком соответствии с правилами. 

— Мы за то, чтобы нарушителей выявляли, но не за то, чтобы перевозчиков обирали на ровном месте. Мы за объективную систему контроля, — объясняет Владимир Матягин. 

Машина общественников в Крыму. Фото: "Грузавтотранс"