Автостопщица Леся проехала от Москвы до Перми, а затем до Санкт-Петербурга с водителями грузовиков, чтобы узнать больше об их профессии и понять, что объединяет таких разных людей.
Ведущая YouTube-канала «Коллектив» Леся Гудыма решила снять передачу о дальнобойщиках и отправилась автостопом из Москвы в Санкт-Петербург. В пути ей удалось узнать больше о жизни и заботах водителей.
Первым собеседником Леси cтал Алексей. Водитель рассказал ей о своём быте и показал кабину.
— В кабине не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Подсветка, полки, спальник, холодильник, водичка, рация… все дальнобойщики снимают в кабине обувь и жмут на педали прямо в носках. Для каждого из них кабина — это дом, и здесь должно быть всё необходимое для комфортной жизни. Здесь водители отдыхают, готовят еду, отмечают праздники — делают всё то же самое, что обычные люди дома, — объясняет Леся.
Алексей
По пути Леся и Алексей обсудили насущные темы и поговорили о женщинах-дальнобойщицах.
— Если человек хочет, если ему нравится, почему нет? У нас свободная страна. Был на Ставрополье, грузился жмыхом, там женщины-грузчики вот такой ширины! Они мне 20 тонн за час накидали, — поделился мнением Алексей.
Зашёл разговор и о другой теме, связанной с женщинами.
— Однажды я зашёл в придорожное кафе и обалдел: за каждым столиком сидели женщины от 18 до 50. Выбрать можно было любую!
Но Алексей выбирать не стал: для него семья — святое. Он очень ценит, что его ждут дома и часто созванивается с родными.
— У меня супруга Юнона, старшая дочь Виолетта и младшая Эмилия.
— Цветник.
— Не то слово! Счастье не в деньгах, счастье — когда у тебя здоровые дети и все родственники живы-здоровы.
Проехав половину пути до Санкт-Петербурга, Леся решила сменить машину. Алексей спросил у коллег по рации, кто сможет помочь девушке. На его просьбу сразу же откликнулся водитель с южным акцентом, и это насторожило Лесю.
Тогда Алексей высадил девушку на АЗС, где работала его мама, и передал Лесю в её руки. В скором времени она оказалась в кабине у Оганеса — дальнобойщика из Армении. Он угостил её санкционной кока-колой и удивил, рассказав, чем отличается Россия от Армении:
— В России по правилам ездят. Друг друга уважают. Поворотник включишь — тебе уступят дорогу!
— Именно в общении с Оганесом я сильнее всего почувствовала, что самое сложное в работе дальнобойщика — это длительная разлука с родными и близкими. То, с какой любовью он говорил о сыновьях и показывал их на видео, выдавало в его невозмутимости искреннюю тоску по дому. Обсудив все философские вопросы (в том числе какого мне надо искать жениха), мы почти добрались до Петербурга. Оганес, как и Лёха, постарался передать меня в надёжные и безопасные руки. Он спросил по рации: «На Питер есть кто?» — и я поняла, что уже слышала его голос.
Да-да, именно Оганес впервые откликнулся на просьбу Лёхи по рации. Но стереотипы оказались сильнее. Если бы я только знала, какой это добрый и отзывчивый человек! Стоит признаться: очень стыдно за свою узколобость.
Леся и Оганес
Леся признаётся, что поездка из Москвы в Петербург — не первая. До этого она отправилась автостопом в Пермь через Нижний Новгород, но подвела техника: запись оказалась плохой, и для выпуска отснятого материала не хватило. Однако в пути ей удалось познакомиться с несколькими дальнобойщиками, от которых ведущая узнала много интересного — и сделала для себя несколько выводов.
Вывод первый: дальнобойщики — очень разные люди, у каждого своя жизненная история. Дать им одну общую характеристику нельзя.
— Среди нас кого только нет! И педагоги, и хирурги, и даже менты, гаишники, которые раньше нас останавливали, сейчас сами на фурах ездят! — рассказал Лесе один из водителей.
— Сама я встретила и дальнобойщика-бизнесмена, и бывшего повара, и логиста, и даже писателя, — говорит ведущая.
Интересную и грустную историю Лесе рассказал водитель большегруза Игорь Антонович.
— В своё время у меня были кооперативы. Я брал и отдавал кредиты, всё шло хорошо, и в 2012 году я решил купить машину, чтобы зарабатывать на ней. Сцепка обошлась мне в 7,5 млн. Я продал всё: квартиру, дом. Все ценности и документы, которые у меня остались, были в машине. Прошло полгода, я приехал в Санкт-Петербург и пошёл оформлять документы. Возвращаюсь на стоянку, а машины нет.
— Неужели так бывает?
— В Петербурге каждые сутки угоняется 1-2 грузовика. Каждые сутки! Дед у меня казак, он служил у Льва Доватора (генерал-майор советской армии, герой СССР). От него осталась наградная шашка в серебряных ножнах с гравировкой (такому-то от Доватора).
Я плюнул на всё остальное и начал искать эту шашку по антикварным магазинам. Писал объявления: чёрт с ней, с машиной и всем остальным, верните шашку! Никто не откликнулся…
Игорь Антонович
Вывод второй: дальнобойное братство существует, но верят в него не все. С советских времён считается, что у дальнобойщиков есть братство. Если вдуматься, это логично: люди, которые всегда в пути, должны помогать друг другу. Но похоже, что сейчас водители уже не верят в былые идеалы.
— Нет никакого братства, нет ситуации, которая нас сплачивала. Сейчас каждый работает сам по себе. Нам враги не нужны, мы себя сами уничтожим, — говорит Игорь Антонович.
Вывод третий: не всех водителей ждут дома. В пути Леся встретила немало разбитых сердец. Она отмечает, что Лёха и Оганес — счастливчики, у которых есть семья и дети, но не каждая жена сможет ждать своего мужа по 20 дней и больше. Один из водителей, согласившийся подвести девушку, рассказал, что супруга изменила ему, пока тот был в рейсе. Поделился откровенной историей и другой дальнобойщик:
— Я не хочу быть один, я не люблю быть один. Мне нужно, чтобы кто-то был рядом. А мне любимый человек присылает сообщение: «Я от всего устала, я подаю на развод»...
Вывод четвёртый и последний: если вы остановили машину, а водитель в ней сидит без штанов, пугаться не стоит.
— Для дальнобойщика фура это дом, — объясняет Леся. — вы же ходите по дому в трусах?
Подводя итог, ведущая говорит:
— Теперь, когда я вижу вереницы огромных фур, на душе становится тепло — ведь, скорее всего, в каждой из них сидит хороший человек. Просто некоторым из них правда нужна попутчица.