Мнение перевозчика о продукции китайского автопрома складывается неоднозначное. Но, увы, достойной альтернативы поставкам новой техники с Востока нет.
«Автопарк» продолжает наблюдение за эксплуатацией магистральных тягачей Sitrak на российских дорогах.
В декабре минувшего года парк компании «Интра-Логистикс» пополнили сразу три магистральных тягача Sitrak С7Н 480. С учетом ранее введенных в эксплуатацию машин всего на линию выходят шесть «китайцев». Их интенсивно гоняют, чтобы поскорее выявить все имеющиеся достоинства и недостатки.
Грузовики Sitrak производятся на основе лицензионных технологий MAN. Поскольку ранее перевозчик эксплуатировал исключительно технику мюнхенской марки — «баварские львы» по сей день составляют костяк парка перевозчика — опыт, полученный в ходе такого эксперимента, имеет особую ценность.
За четыре месяца эксплуатации китайский тягач проехал 55 тыс. км.
Для получения точных данных по расходу топлива новенькие «Ситраки» встали в пары к MAN TGS и TGX на линии экспресс-доставки (см. таблицу). Условия работы здесь таковы: среднемесячный пробег 40 000 км, маршруты и режим работы у всех машин одинаковы. В сцепке — шторные полуприцепы Koegel, груз легкий. Постоянных водителей нет — экипажи сменные. Это минимизирует человеческий фактор. Средний расход топлива «китайца» в пересчете на километраж по GPS — 28 л/100 км. Это всего на литр больше, чем у MAN TGX. Хотя изначально прогнозировалась куда более существенная разница. В общем, с экономичностью все в порядке.
Впрочем, в сложившейся на рынке грузоперевозок ситуации расход топлива уходит на второй план. Куда более важными факторами, влияющими на выбор перевозчика, являются надежность и адаптация машин к российским условиям эксплуатации. Вот об этом стоит поговорить подробнее.
О выявленных недостатках рассказывает главный механик ТК «Интра-Логистикс» Эдуард Хмелев: «После запуска машин в эксплуатацию мы обратили внимание на неудачное расположение топливного бака. Горловина слишком высокая, при маневрах она вступает в соприкосновение с платформой полуприцепа. Водителю нужно проявлять бдительность, ‘‘заламывая’’ сцепку. Два грузовика уже получили такие повреждения».
Попадание грязи и влаги в электропроводку — основная причина отказов роботизированной коробки.
Что мешает сделать горловину короче или опустить бак ниже еще на заводе? У «европейцев» такие вопросы обычно решались в стадии обсуждения спецификации приобретаемого грузовика. С маркой Sitrak по-другому. Китай поставляет в Россию грузовики только определенной комплектации. Значит, решать эту проблему перевозчику придется своими силами.
Горловины у баков расположены неудачно, легко повредить при маневрировании.
Треснувшая горловина, утерянная крышка — история неприятная, но не критическая. А вот если в рейсе выходит из строя коробка передач — это настоящее ЧП. Зимой произошло два таких инцидента. В одном случае машина самостоятельно добралась до сервиса, в другом — вышел из строя блок управления коробкой передач. Его поменяли по гарантии, но пришлось заплатить 72 000 рублей за эвакуатор. Машина простояла в ремонте 10 дней. Коробка передач — 12‑ступенчатая ZF Traxon — агрегат надежный. Причина отказов трансмиссии — попадание грязи и влаги в электропроводку. «Гофры, в которых упрятаны провода, имеют продольный разрез по всей длине, — поясняет эксперт. — Возможно, это сделано для упрощения монтажа. Хорошо для теплого климата, но в нашей ситуации, когда зима длится больше шести месяцев, электрооборудование выходит из строя. Трансмиссия — самый уязвимый элемент, ведь кабели там постоянно в сырости и грязи».
Для того чтобы автономный отопитель работал эффективнее, водителям приходится идти на ухищрения.
Слабо приспособленными к зимней эксплуатации оказались световые приборы. На одном из «Ситраков» перевозчику пришлось заменить задние фонари, на другом погасла светодиодная блок-фара. Поставщик признал все случаи гарантийными, но деталей на замену на дилерском складе не нашлось. Только под заказ. Чтобы машины не простаивали, эксплуатант приобрел все необходимое самостоятельно у другого поставщика.
«‘‘Китаец’’ хоть и ломается, но запчасти для него дешевые», — комментирует Максим Козин, директор ТК «Интра-Логистикс». Цена светодиодной фары на Sitrak — 32 тыс. рублей, а заднего фонаря — 1200 руб. Для сравнения: стоимость фары MAN TGX — более 80 тыс.
Шкворням и шарнирам рулевых тяг требуется периодическая смазка.
Видимо, стоимость владения китайским тягачом должна быть меньше, чем европейским. Но перевозчик считает, что делать такой вывод преждевременно. Поскольку двигатель, трансмиссия и прочая агрегатная база у MAN и Sitrak одинакова, расходные материалы (масло, фильтры и прочее) используются одни и те же. Скидок на стоимость нормочаса для продукции из Поднебесной дилерские предприятия не дают. Да и с какой стати?
Магистральным тягачам Sitrak рекомендовано производить замену масла с интервалом 40 или 50 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации. Для справки: межсервисный интервал у MAN TGS 50 тыс. км, а вот MAN TGX нового поколения, напомним, должен посещать сервис каждые 70 тыс. км. Разница существенная. И не в пользу Sitrak.
Светодиодные блок-фары на «китайцах» оказались не столь надежными, как ожидалось.
Впрочем, есть еще одно условие для более частых визитов китайских тягачей в ремзону. Речь идет о необходимости периодической смазки шкворней, рулевых тяг и карданной передачи, где завод-изготовитель установил пресс-масленки. Хлопот с этим хозяйством тоже хватает. Выяснилось, что на некоторых машинах смазка не проходит к игольчатым подшипникам. И это на пробеге чуть больше 50 000 км. Упрекать перевозчика в нарушении правил эксплуатации не нужно: дилер признал случай гарантийным. Другое дело, что автомобиль придется снимать с линии. И на этот раз, по всей видимости, надолго.
Существенно, что теперь грузовики можно обслуживать и ремонтировать по гарантии на любой дилерской СТО Sitrak, независимо от места приобретения. Несмотря на то, что география маршрутов большегрузных автомобилей «Интра-Логистикс» достаточно широка, все они обслуживаются либо у домашнего дилера «ААА Траксервис» в Москве, либо на СТО компании-поставщика в Краснодаре. Единая база сервиса отлаживается, и в этом эксплуатационник видит большой плюс.
«Не хотите обратно на MAN пересесть?» — спрашиваю я у водителя Владимира Минченко. — «Нет, мы к этим машинам привыкли, нам они нравятся, они новые», — отвечает он. Выходит, трудности адаптации уже позади.
Максим Козин, директор ТК «Интра-Логистикс»
Раньше наш парк был монобрендовым, состоял из тягачей MAN TGS и TGX. Первые три грузовика Sitrak С7Н были приобретены в октябре 2022 года, а сейчас таких машин в парке шесть. Испытывая «китайцев» в одинаковых условиях с «европейцами», мы изучаем их эксплуатационные характеристики. Получается, что расход топлива у «Ситрака» всего на литр больше, чем у MAN, это существенно, но не критично.
Зато актуальна проблема дефицита запчастей. Например, известно, что светодиодные фары часто выходят из строя. Но эта позиция поставляется на заказ. У компании ГРОСС большой склад в Самаре, а в Москву до сих пор никто из крупных поставщиков не пришел. Очень ждем.
Эдуард Хмелев, главный механик ТК «Интра-Логистикс»
Зима в этом году выдалась не очень холодная. Однако водители жалуются на холод к кабине. Стали разбираться, и выяснилось, что штатный автономный отопитель подключен неудачно: патрубок забора холодного воздуха размещен в непосредственной близости от выхода горячего. Получается, что печка греет сама себя, а нагревшись, уходит в спящий режим. Для того чтобы было комфортно, водителям приходится идти на всякие ухищрения: удлинять патрубки, городить фанерные перегородки и прочие самоделки. Что мешает сделать правильный монтаж на заводе, непонятно.
Другое замечание касается холодильника. Он работает только при включенном зажигании. Вынимаешь ключ, и холодильник начинает размораживаться. Неудобно.
Андрей Громов, механик ТК «Интра-Логистикс»
Завод-изготовитель назначил рекомендуемый сервисный интервал для Sitrak С7Н 480. В наших условиях он составляет 50 000 км. Три грузовика уже прошли техобслуживание. Мотор Sitrak — лицензионная копия дизеля MAN серии D26. Неудивительно, что все запчасти и расходные материалы для «Ситрака» и MAN одинаковы. Трудоемкость и стоимость нормочаса тоже берется по аналогии с MAN. Поэтому в плане стоимости обслуживания «китаец» сравним с «европейцем».
Что касается других запчастей, то они существенно дешевле. Например, на одной машине сгорел моторчик стеклоомывателя. В оригинале он продается в сборе с бачком и стоит 3000 рублей, но нужно ждать. Нам посоветовали приспособить моторчик от самосвала Howo, эта деталь продается отдельно и стоит всего 300 рублей. Так и сделали. Связываться с ремонтом по гарантии не стали. Долгая история, жалко времени за такие деньги.
Вадим Кормаков, маркетолог ГК «ГРОСС»
С марта по ноябрь 2022 года только по нашей товаропроводящей сети в руки конечных покупателей было передано более 1100 тягачей Sitrak. Вся грузовая и специальная техника, ввозимая Российскую Федерацию соответствует современным требованиям по безопасности и прочим нормам законодательства РФ.
По вопросам обслуживания грузовиков Sitrak владелец ТС может обратиться в любой аккредитованный сервисный центр. Ни один официальный дистрибьютор либо официальный дилер не вправе отказать в гарантии. Любое отступление от этого требования — грубое нарушение, на основании которого официальный представитель может лишиться дальнейшего права заниматься брендом.
Если говорить о межсервисных интервалах, то для магистральных тягачей, независимо от мощности двигателя, он составляет 40 тыс. км. В индивидуальных случаях может быть увеличен до 50 тыс. км.
Что касается снабжения запасными частями, каждому дилеру ежедневно высылается специальный бюллетень с ценами и остатками. Дилер учитывает проданные машины и рекомендации завода-производителя. При заключении партнерского договора дилер получает список рекомендованных запасных частей. Согласно рекомендации, дилеру надлежит хранить запчасти на сумму до 2,5 млн рублей. Дефицит не наблюдается, за исключением отдельных позиций. Можно выделить только кузовные запчасти, в связи с мировыми логистическими трудностями и возникшим коллапсом в сфере доставки, есть задержки в поступлении запчастей на склад поставщика. Сегодня все логистические узлы восстанавливают свои функции и обеспечивают доставку и договорные обязательства в полной мере.
Технические характеристики Sitrak С7Н 480 4х2
- Габариты (ДхШхВ): 6256х2500х3641 мм
- Снаряженная масса шасси: 7800 кг
- Полная масса: 20 500 кг
- Объем топливного бака: 860 + 400 л
- Двигатель: MC13.48-50, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, Евро-5, 12 600 см3, 480 л. с. при 3800 мин-1, 1900 Нм при 1050–1590 мин-1
- Коробка передач: ZF12TX2621TD, роботизированная, 12-ст.
- Подвеска (передняя/задняя): зависимая, рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости / зависимая, пневматическая
- Тормоза: дисковые
- Размерность шин: 315/70R22,5