Об изменениях в складской логистике, о трендах, влияющих на отрасль, а также о том, что ждет складской рынок в 2023 году, в интервью ATI.SU рассказал Михаил Бурьянов, руководитель департамента складской логистики международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО».
Михаил, расскажите, пожалуйста, о новых бизнес-реалиях в складской деятельности в 2023 году?
— Лейтмотивом логистической отрасли последних месяцев стало формирование новых цепочек поставок посредством параллельного импорта. Наиболее оперативно к турбулентности 2022 года адаптировался рынок онлайн-ритейла, который во уже второй половине минувшего года успешно протестировал новые каналы поставок.
На удивление, спад спроса на складскую недвижимость после ухода ряда европейских производителей с российского рынка сменил его рост, который был вызван активизацией компаний из Индии, Китая, Передней Азии и увеличением объемов взаимодействия компаний из этих регионов с российским бизнесом.
Как вы оцениваете динамику спроса на складские услуги на текущий момент?
— В конце прошлого года многие склады запаслись новогодней продукцией, чтобы обеспечить предпраздничный лихорадочный спрос и иметь некоторое количество запасов на посленовогодний период. Резкий рост курса доллара во второй половине декабря 2022 года вынудил бизнес инвестировать в товарные запасы. Деньги перешли в разряд рисковых активов, а товары только дорожали. В связи с этим, вакантных складских площадей в Московском регионе было не более 5%. Это в очередной раз подтверждает живой спрос на складские площади и качественные складские услуги. Говорить о том, насколько продолжительной станет эта тенденция в 2023 году, пока рано, поскольку российский бизнес все еще находится в стадии постепенной стабилизации, и от этого спрос также может показывать динамику – как в сторону увеличения, так и снижения востребованности складских мощностей. Не исключаю, что в течение года нас ждут периоды волнообразных изменений в части ценообразования.
Каковы, на ваш взгляд, основные тренды бизнеса в части складской логистики?
— Я бы сказал, что ведущий тренд на сегодня – хранение товаров впрок. Это вызвано усложнением и удорожанием цепочек поставок. Понимая это, поставщики активно наращивают собственные складские остатки.
Как я уже отмечал ранее, еще одним трендом станет перераспределение рынка в пользу поставщиков из азиатских государств и Китая, поскольку именно эти страны сейчас формируют основной импортный поток.
Также следует отметить возрастающую степень автоматизации складских процессов – это касается и оптимизации работы, и внедрения новых систем, благо сейчас уже предлагаются весьма функциональные решения по автоматизации от дружественных стран. Я убежден, что не заставят себя ждать и соответствующие российские наработки.
Какие складские услуги сейчас наиболее востребованы у клиентов и почему?
— По некоторым категориям грузов мы видим рост потребности в долгосрочном хранении. Это во многом касается импортируемых продуктов, которые везут к грядущему весенне-летнему сезону. Вместе с этим востребованным остается кросс-докинг, в частности для оборудования, которое поставляется из Китая посредством контейнерных перевозок.
Актуален ли 3PL-формат в текущих реалиях? Позволяет ли он закрыть все возникающие сегодня бизнес-потребности клиентов?
— Компании, которые занимаются масштабированием собственного бизнеса, в основе своей делегировали свои логистические задачи 3PL-операторам, что позволяет им сфокусироваться на наращивании оборотов и развитии в своей отрасли. Это хорошая современная практика, поскольку позволяет клиенту получить полный пакет всех необходимых услуг у одного контрагента. Поэтому да, 3PL-решения по-прежнему остаются актуальными, поскольку позволяют клиенту полноценно закрывать свои логистические потребности.
Каковы ваши прогнозы на 2023 год по части складской логистики?
— Пока с импортом из недружественных стран все обстоит не очень хорошо. Чтобы доставить товары оттуда, приходится завозить их через третьи страны, которые в этой цепочке становятся дополнительным звеном. Необходимо понимать, что любая промежуточная точка — это дополнительные расходы, а значит, увеличение цены и времени доставки. Во избежание состояния out-of-stock, бизнес вынужден хранить на складах большие объемы товара.
Несколько слов необходимо сказать и о ценообразовании. На динамику ставок неизбежно будет оказывать влияние возросшая стоимость автозапчастей, обслуживания машин и цены на топливо, однако ждать какого-то грандиозного взлета цен на услуги не нужно – уверен, она будет изменяться в разумных пределах и в зависимости от сезона к сезону, не более того.
Что касается складской техники – какого-то существенного недостатка в технологическом оснащении в России не предвидится, поскольку технические решения от ушедших с российского рынка европейских поставщиков уже активно заменяются китайскими и прочими аналогами, которые по уровню качества и функциональности не уступают западным.
Какие практические советы вы бы дали компаниям, которые планируют налаживать собственную складскую логистику в 2023 году?
— Формирование и налаживание складской логистики предполагает комплексный подход, который требует последовательной и плановой работы. В первую очередь я бы посоветовал взять курс на автоматизацию, поскольку это позволит упростить некоторые рутинные процессы и повысить эффективность выполняемых операций, хоть и потребует от вас дополнительных инвестиций. Следующий совет – развивать соответствующие компетенции у своего персонала, нанимать или брать на аутсорсинг высококвалифицированных специалистов. Можно доверить складскую логистику профессионалам – это, пожалуй, будет самым оптимальным решением, которое позволит вам полноценно сосредоточиться на своей основной деятельности и не затрачивать значительные объемы средств при формировании внутри компании отдельного складского департамента. О том, на что следует обратить внимание при выборе складского подрядчика, я уже рассказывал ранее. Желаю вам удачной и продуктивной работы в наступившем году!