← Дзен

Тягач + полуприцеп = фура: о габаритах автопоездов в России и других странах

novyefoto.ru

Рассказываем о допустимой длине автопоездов на дорогах общего пользования.

Длина полуприцепа и длина еврофуры

Длина стандартного полуприцепа — 13,6 метра. Но это не аксиома: бывают полуприцепы длиннее и короче. В каждой стране максимальная длина полуприцепа устанавливается местным законодательством.

В России понятие «длина полуприцепа», если речь идёт про обычные фуры, в юридическом плане смысла не имеет.

Законодательство (а именно — «Требования к размерам транспортных средств») ограничивает 20 метрами лишь длину автопоезда; размер прицепа при этом неважен, главное, чтобы он не выходил за обозначенные рамки.

Если же автопоезд длиннее 20 метров из-за удлинённого прицепа, придётся получать спецразрешение на негабаритную перевозку. В таком случае длина прицепа (а также другие габариты, включая высоту и ширину) начнут играть роль: чем более негабаритной получится фура, тем труднее будет согласовать маршрут и получить заветное разрешение.

Стоит отметить, что максимальная высота полуприцепа тоже ограничена законом: 4 метра от земли. Если высота полуприцепа превышает это значение, придётся оформлять спецразрешение.

По международным меркам 20 метров — это довольно много: например, в Евросоюзе длина стандартного автопоезда ограничена 16,5 метрами. В эти габариты и вписываются стандартные еврофуры: длина кабины тягача составляет 2-2,5 метра, а длина стандартного полуприцепа - 13,5-14 метров.  

Такое преимущество позволяет российским перевозчикам использовать американские капотные тягачи, которые массово ввозились в страну в нулевых (позднее их ввоз был ограничен заградительными пошлинами). Стоит отметить, что и в России законотворцы намеревались снизить максимальную длину фуры до европейского стандарта, но перевозчикам удалось отстоять свои интересы. Американских «капотников» тогда в России было очень много, и, если бы все эти грузовики вдруг встали у забора, урон по отрасли был бы нанесён колоссальный.


Удлинённые полуприцепы

Сегодня американские тягачи встречаются реже, но перевозчики всё равно извлекают выгоду из либерального (в сравнении с европейским) законодательства. Ограничение в 20 метров позволяет использовать бескапотные тягачи в сцепке с удлинёнными (до 17 метров) полуприцепами. Преимущество таких прицепов — бо́льшие размеры и вместимость: до 42 европалет или до 122 кубометров. Следует помнить, что весовые ограничения к длине никак не привязаны, они одинаковы для любой фуры без спецразрешений, поэтому забить удлинённый прицеп под завязку тяжёлым грузом не выйдет: грузоподъемность у него такая же, как и у обычного. Но если объёмный груз не превышает весом стандартных 20 тонн (или превышает их на 3-4 тонны, укладываясь в установленные законом рамки), такой вариант может быть выгодным.

Есть у удлинённых полуприцепов и минусы: маневрировать с ними сложнее, а проезд во многие страны, где ограничения жёстче, для такой фуры заказан. Поэтому в международных перевозках используются стандартные еврофуры (20 тонн, 16,5 метров).

Удлинённые полуприцепы производят как отечественные, так и зарубежные компании; предложений на рынке довольно много — на любой вкус и цвет.  

А если длиннее?

Владелец автопоезда, длина которого превышает 20 метров, должен получить спецразрешение на перевозку: иначе — штраф, причём практически неминуемый. Сегодня такие штрафы выписываются на автоматических постах весогабаритного контроля (фуре достаточно просто проехать под камерой), а их размер может достигать 500 тысяч рублей, поэтому даже если выход за габариты совсем небольшой, лучше не рисковать.

Для перевозки негабаритных грузов используются специальные прицепы, длина которых может достигать внушительных значений, а иногда в ход идут сцепки из нескольких прицепов. Это отдельная сфера автомобильных грузоперевозок со своей спецификой. Негабаритные перевозки зачастую бывают зрелищными, особенно если груз везут по дорогам общего пользования. Посмотрите, как происходит перевозка трансформатора весом в 420 тонн по Флориде: общая длина автопоезда на этом видео — 90 метров.


Осуществить такую перевозку непросто: для этого придётся изучить и согласовать маршрут, выбрать подходящее время, нанять машины сопровождения. Иногда для перевозки негабаритов перекрывают движение и демонтируют элементы дорожной инфраструктуры. Это дорогостоящее мероприятие, но в некоторых случаях без него не обойтись.

Бывают ли укороченные полуприцепы?

Да, обычно они предназначены для каких-то специфических нужд. Например, стандартная длина полуприцепа-контейнеровоза для перевозки 40-футового контейнера — 12,5-12,7 метров. Длина полуприцепа для 20-футового контейнера не превышает шести метров. Короче, пожалуй, уже не бывает.

Длина седельного тягача

Чтобы «влезть» в установленные законом 20 метров, важно знать длину кабины тягача. У европейских тягачей этот параметр обычно не превышает 2,5 метров и может варьироваться в зависимости от комплектации машины. Например, у одного из самых распространённых в России иностранных тягачей, Volvo FH, длина кабины составляет 2,25 м. Прибавим стандартный 13,5-метровый полуприцеп – и получим типичную еврофуру.

Кабины капотных «американцев» могут быть значительно длиннее – от 3 метров и более. Дело не только в капоте, который прибавляет лишние дециметры, но и в больших спальниках, которыми славятся заокеанские фуры. При этом «верхней рамки» практически нет: спальники могут быть огромными, а в некоторых случаях называть их «спальниками» и вовсе некорректно: это целые дома на колёсах. Но таких машин в России практически нет, а средняя длина рабочего «капотника» — 3,5 метра. Называть автопоезд с таким тягачом «еврофурой» нельзя: в Евросоюз путь с обычным полуприцепом ему заказан.

Длина грузовика без полуприцепа

Законодательство ограничивает предельную длину одиночного транспортного средства на дорогах общего пользования 12 метрами. В России встречаются машины, чьи размеры превышают указанное значение, но в основном это спецтехника, к примеру, карьерные самосвалы: на дорогах общего пользования они не появляются.

Длина выступающего груза

Длина груза, выступающего за габариты кузова ТС или прицепа, не должна превышать двух метров.

Тандемы

Ещё один вид автопоезда — тандем: грузовик с дополнительным прицепом. На дорогах общего пользования тандемы появляются довольно часто; пожалуй, самый известный в России массовый эксплуатант таких машин — ООО «Тандер», перевозчик торговой сети «Магнит».


Максимальная длина прицепа законодательно ограничена 12 метрами, а длина тандема целиком 18,75 метрами — и в России, и в больше части стран Евросоюза. Но в других странах, например, в Финляндии и Швеции, тандемы могут быть гораздо длиннее — до 34 метров! Такие нормы позволяют местным перевозчикам использовать не один, а два прицепа: в результате сцепка получается трёхзвенной.

Тандемы используются не только на дорогах общего пользования, но и на технических дорогах: в добыче леса, полезных ископаемых и при других специфических работах. В таких местах «дорожное» законодательство перестаёт действовать, и длина автопоезда может быть сколь угодно большой — была бы польза! Например, в Якутии на Удачнинском ГОК трудится огромный автопоезд ТОНАР-7502, самый большой грузовик отечественного производства, грузоподъемность которого впечатляет — который может везти более 100 тонн груза. Его длина — почти 30 метров.

Гордое звание страны с самыми длинными автопоездами носит Австралия. На дорогах общего пользования здесь разрешены тандемы длиной до 30-36,5 метра (в зависимости от региона и принятого в нём законодательства), а там, где нет дорог, встречаются гораздо более длинные автопоезда, длина которых иногда переваливает за сотню метров. Их грузоподъемность превышает сотню тонн.

В 2006 году здесь был поставлен мировой рекорд: тягач Mack Titan сдвинул с места и провёз за собой 112 прицепов, а общая длина автопоезда составила без малого 1,5 километра. К коммерческим перевозкам этот рекорд, конечно, никакого отношения не имеет, однако цифра всё равно впечатляющая.


фото: mpark.pro, drive2.ru