Рассказываем, что такое транспортная логистика, чем занимаются сотрудники логистических компаний и сколько за это получают.
На фоне не самой благоприятной экономической обстановки в сфере транспорта и логистики всё не так уж плохо. Весной этого года, когда новости пестрели заголовками о новых и новых пакетах санкций, портал “Авито” сообщил, что специалисты по транспортной логистике стали лидерами по росту зарплат. А в августе рекрутинговые порталы отрапортовали о заметном росте количества вакансий в сфере логистики.
Ничего удивительного в этом нет. Безусловно, для логистических компаний финансовые кризисы неприятны (а в некоторых случаях и вовсе смертельны). Однако даже в самых трудных условиях логистические процессы не останавливаются: людям необходимы товары, заводам — сырьё, на стройки нужно своевременно доставлять стройматериалы.
Спрос на транспортные услуги остаётся высоким ещё и потому, что многие цепочки поставок, “сломавшиеся” из-за ухода западных компаний, удалось перестроить. Какие-то товары везут в обход, через третьи страны, а в каких-то случаях выстраиваются абсолютно новые цепочки – с участием поставщиков, которые раньше с Россией никогда не работали.
Поэтому можно сказать, что транспортную логистику нынешний кризис задел не так сильно, как другие отрасли, а некоторые компании и вовсе выиграли, быстро адаптировавшись к новым условиям.
Что такое транспортная логистика?
Это достаточно широкий сектор экономики, который отвечает за организацию процесса перевозки грузов разными видами транспорта. Три наиболее распространённых вида — автомобильный, железнодорожный и морской. Гораздо меньшие объёмы у воздушных грузоперевозок, и этот сегмент сегодня чувствует себя неважно: у российских авиаперевозчиков возникли серьёзные проблемы из-за санкций.
Санкции были введены и в отношении автомобильных перевозчиков: с апреля 2022 года для них закрыты страны Евросоюза. Такие жёсткие меры привели к снижению ставок внутри России и банкротству некоторых компаний, ранее занимавшихся исключительно международными перевозками. Однако в целом рынок адаптировался к новым условиям: грузы из Европы теперь доставляют с помощью перецепки или перегрузки товаров на приграничных терминалах, а перевозчики осваивают новые (в первую очередь, среднеазиатские) направления.
Зарплаты в транспортной логистике: стоит ли игра свеч?
Рядовые сотрудники логистических компаний — это, прежде всего, офисные работники (логисты, диспетчеры, менеджеры) и водители грузовиков, а также сотрудники складов.
Зарплаты рядовых сотрудников сильно разнятся в зависимости от компании, региона, квалификации и многих других условий. Логисты и менеджеры по продажам логистических услуг обычно получают сдельную зарплату, напрямую зависящую от количества выполненной работы. По данным сервиса Zarplan.ru, в сентябре этого года средняя зарплата логиста в России составляла 76 тысяч рублей. Нам такая цифра видится очень приблизительной: новичок без опыта, недавно устроившийся в небольшую компанию, может получать гораздо меньше, а опытный сотрудник крупной фирмы, наработавший большую клиентскую базу — в разы больше. У руководителей и узконаправленных специалистов (например, у специалистов по цепочкам поставок) зарплаты выше. В среднем это 100-150 тысяч рублей, в крупных компаниях иногда более 200 тысяч.
Водитель категории Е по данным того же сервиса получает в среднем 131 тысячу рублей. Эта цифра, на наш взгляд, слегка завышена. Большинство дальнобойщиков считает средней зарплату в пределах 100 тысяч рублей. Водители отмечают, что заработать больше действительно нетрудно — но для этого придётся либо провести в рейсе очень много времени, либо управлять фурой, перевозящей необычные виды грузов (к примеру, опасные или крупногабаритные), что требует специальной подготовки. В таком случае водитель может получать до 150 тысяч рублей в месяц и даже больше.
Как попасть в транспортную логистику
У транспортной логистики сравнительно низкий порог входа. Водитель, получивший категорию Е, сможет найти работу даже без опыта: дефицит дальнобойщиков заставляет компании вкладываться в обучение и стажировки.
С “офисными” должностями всё несколько сложнее. Если речь идёт об автоперевозках, то устроиться без опыта можно: правда, на большую зарплату в таком случае рассчитывать не стоит. Но если быстро влиться в рабочие процессы и показать результат, на “средние” 73 тысячи рублей в месяц можно выйти сравнительно быстро.
Главными преимуществами новичка, мечтающего о работе в транспортной логистике, могут стать личные качества — умение находить общий язык с людьми (клиентами и контрагентами), собранность, исполнительность, здоровая инициативность, умение доводить дело до конца и, конечно, желание хорошо зарабатывать. Плюсами в глазах работодателя может стать опыт работы в сферах, где необходимо тесно работать с клиентами.
У морских и воздушных международных перевозок своя специфика: устроиться без опыта или соответствующего образования на линейную должность в компанию, которая ими занимается, чрезвычайно трудно.
И всё же “порог вхождения” в транспортной логистике сравнительно низкий — это отличительная особенность этой сферы.
Какие функции выполняют офисные сотрудники?
Линейные офисные сотрудники, логисты и диспетчеры, занимаются организацией и сопровождением грузоперевозок и сопутствующих процессов (работа с документами, таможенное оформление и т.д.). В зависимости от типа и нужд компании, в которой вы будете работать, в ваши задачи может входить поиск грузов, поиск транспорта, а в некоторых случаях – и то, и другое.
В функции логиста также входит ведение документооборота. Нюансов здесь довольно много: хороший логист должен уметь не только правильно составлять документы, но и проверять их, оценивать с юридической точки зрения.
Придётся изучить отраслевую специфику. В автомобильных перевозках это виды транспорта, виды загрузки транспортных средств, множество видов грузов, режим работы водителей, ограничения, действующие на региональных и федеральных автодорогах.
В других отраслях транспортной логистики своя специфика: это виды морских контейнеров и железнодорожных вагонов, процесс таможенного оформления и многое другое. При работе с зарубежными контрагентами пригодится английский язык.
Знание специфического программного обеспечения приветствуется, но не обязательно. В транспортной логистике используется множество различных CRM, и все они осваиваются довольно быстро.
А чем занимаются водители?
Далёкий от сферы грузоперевозок человек может считать, что водители грузовиков занимаются исключительно вождением. Чаще всего это не так: помимо вождения они также следят за наличием и правильным заполнением документации. Кроме того, именно водители занимаются подготовкой ТС к загрузке и выгрузке (например, растентовкой полуприцепа) и отвечают за надёжное крепление груза в машине.
Бытует мнение, что водители должны уметь чинить вверенное им транспортное средство. Отчасти это мнение справедливо: профессиональный водитель действительно должен уметь выполнять простые технические работы (замена колеса, ламп, фильтров и т.д.). Кроме того, он должен обладать общей технической грамотностью и понимать, как работают основные узлы автомобиля и какие в них происходят процессы — чтобы в случае серьёзной поломки правильно определить её, запросить нужные запчасти и самостоятельно принять решение о дальнейших действиях.
Образ дальнобойщика-мастера на все руки, перебирающего движок на обочине, остался в прошлом: современные машины очень сложны, и устранить неисправность в полевых условиях зачастую невозможно. Однако определённый багаж знаний профессиональному водителю необходим по сей день.
Карьера в транспортной логистике
В сфере транспортной логистики можно построить без преувеличения блестящую карьеру. Для этого потребуются определённые личные качества, среди которых – трудолюбие и умение работать с людьми.
Рядовой логист или менеджер по продажам логистических услуг может стать руководителем своего отдела. Дальнейший рост зависит от компании и наличия в ней тех или иных должностей. Многие руководители логистических компаний начинали свой путь «с самых низов», с должности линейного сотрудника и затем либо поднимались вверх по карьерной лестнице, либо увольнялись и начинали своё дело.
Что же касается водителей, то и у них есть карьерные перспективы. Во-первых, профессиональных водителей сегодня не хватает – как в России, так и в других странах мира. Поэтому многие компании готовы повышать зарплату за выслугу лет. Во-вторых, у водителей большегрузов существуют специализации: получив ДОПОГ или пройдя курсы по перевозке негабаритов, можно претендовать на бо́льшую зарплату.
Если же говорить именно о карьерном росте, то водитель может стать начальником колонны – для этого может потребоваться техническое образование.
Как начать карьеру без образования?
Ответ очевиден: устроиться в транспортную компанию на линейную должность. Отсутствие высшего профильного образования не является непреодолимой преградой.
Чтобы чувствовать себя увереннее на собеседовании, соискатель может пройти обучающие курсы – предложений в сети достаточно. В процессе обучения можно получить знания, которые пригодятся в будущей работе.
Если курсы по каким-то причинам не подходят, можно обратиться к учебной литературе. Эксперты отмечают, что классические учебники по логистике зачастую чересчур академичны, а содержащиеся в них сведения не всегда будут полезны в повседневной работе. Выбирайте свежие издания, авторы которых делают упор на практику и рассказывают о работе логистических компаний, основываясь на собственном опыте. Об одном их таких учебников мы недавно писали: это книга «Как стать логистом?» Камиля Баймухаметова (автор работал на руководящих должностях в крупнейших ТК России и продолжает заниматься перевозками до сих пор). В учебнике коротко и ясно описаны основные обязанности логиста, его задачи, даны практические советы и рекомендации. Один из разделов посвящен трудоустройству.
Повторимся: работодатели обращают внимание на личные качества соискателя — на грамотную речь, умение находить общий язык с людьми и работать в режиме многозадачности. Эти качества действительно важны для любого логиста: если вы использовали их на предыдущей работе, расскажите об этом как можно подробнее и сделайте упор на достигнутые результаты.