← Дзен

«Копировальщики грузов»: кто это такие и почему их стоит избегать?

О необычной, но распространённой схеме, которой часто пользуются как мошенники, так и смелые предприниматели, не боящиеся проблем с налоговой, рассказывает Андрей Лешин – генеральный директор Ассоциации грузовладельцев ПК «АКЦЕНТ» (код 1024).

На форуме ATI.SU в разделе Круглого стола есть подраздел «Обсуждение подозрительных регистраций». Однажды я заглянул туда и удивился: на форуме обсуждали участника с большим количеством грузов, буквально рассматривали его под лупой. На мой резонный вопрос «Чего вы пристали к человеку?» я получил довольно грубый ответ — и рекомендацию вникнуть в тему, нажав на кнопку «Подробнее о грузе».

Оказалось, что этот участник перевыставлял чужие грузы, завышая ставку без НДС. Правила Биржи не запрещают копировать грузы, если ставка без НДС у скопированной заявки не превышает ставку с НДС у оригинального грузоотправителя. Я начал разбираться и понял, как действуют такие участники.

«Копировальщикам» важно привлечь перевозчиков без НДС, поэтому ставка без НДС максимально приближена к ставке с НДС оригинальной заявки. Перевозчики выполняют заказы и оставляют положительные отзывы, службы безопасности экспедиторов, у которых грузы были скопированы, дают компании «зелёный свет» — и положительный имидж создан.

А дальше события могут развиваться по двум сценариям.

Первый — мошенничество. «Копировальщик» собирает большой массив грузов с быстрой оплатой. Деньги на расчётный счёт приходят, а перевозчики ещё не начали требовать своё: за это время важно собрать как можно больше денег, вывести их и исчезнуть.

Второй сценарий — компания продолжает работу, не собираясь никого «кидать». Действительно, на копировании грузов можно зарабатывать. Однако сотрудничество с «копировальщиками» всё равно чревато проблемами, ведь чтобы не платить НДС, они переводят деньги другим юрлицам, которые, в свою очередь, расплачиваются с перевозчиками. На такие схемы может обратить внимание налоговая инспекция — либо банк заподозрит неладное и заблокирует счёт, поэтому перевозчики, сотрудничающие с «копировальщиками», серьёзно рискуют.

Схема эта очень распространённая: на некоторых маршрутах на один оригинальный груз приходится несколько скопированных.

Как распознать «копировальщика»?

Обычно это компания, юридическое лицо которой зарегистрировано в 2021 году. У неё могут быть полузелёные или зелёные звёзды, это подкупает перевозчиков. В паспорте может быть добавлено несколько серых машин (разумеется, не имеющих к компании никакого отношения). Мошенники нередко закупают SIM-карты и добавляют большое количество несуществующих логистов (от 5 до 30), что также вводит в заблуждение участников Биржи.

Проверить, действительно ли машины принадлежат компании очень просто: достаточно обратить внимание на иконку реального перевозчика в паспорте участника. Её может получить только настоящий владелец ТС. Если машина арендована, получить иконку нельзя.


Тревожный сигнал — смена учредителя или директора в 2021 году, на это нужно обратить внимание. Важен и оборот за предыдущий год: если он нулевой или маленький (до 30 млн рублей, это годовой оборот одного квалифицированного логиста), следует насторожиться. Я рекомендую купить лицензию «Светофор+» — она позволяет увидеть оборот компании за прошлый год.

«Светофор+» за считанные секунды проверит фирму и подскажет, можно ли ей доверять. В детальном отчёте предоставляются данные о бухгалтерском балансе, изменениях капитала, собственниках, арбитражных делах — и многие другие. 

Другой критерий, которым мы руководствуемся, когда берём чьи-то грузы — график активности на ATI.SU: активность должна быть более двух, а лучше более трех лет. Оборот — от 30 до 50 млн за прошлый год. Обращаем внимание и на численность штата, её можно оценить по количеству контактов фирмы. Лучше поехать дешевле, но с надёжным заказчиком, чем потерять всю сумму, погнавшись за прибылью.

Чёрные списки

Узнав о существовании «копировальщиков» и вникнув в эту тему, я начал отсматривать грузы, пользуясь фиолетовой кнопкой «Подробнее о грузе». На это ушло довольно много времени, около 10 рабочих дней. Но оно того стоило: теперь у меня сформирован список добросовестных партнёров, у которых копируют грузы «копировальщики». И создан список самих «копировальщиков».

Логистам я строго-настрого запретил работать с ними. Иногда они заходят на ATI.SU и спрашивают: с кем мы с Казани поедем, если все в чёрном списке? Но если долистать до второй страницы, то всегда можно найти оригинальный груз.

Выявлять «копировальщиков» нетрудно. У них нередко бывают сотни грузов, это очень много. Можно выбрать низкочастотное направление (допустим, Всеволожск – Мариуполь), на этом направлении очень мало заявок, среди них легко найти оригинальный груз и отследить скопированные. При этом нужно учитывать, что «копировальщики» могут изменить не только цену без НДС, но и тоннаж (незначительно), а также название груза (например, трубы назвать металлоконструкциями).

Ещё один источник информации — форум «Круглого стола», раздел «Подозрительные регистрации». Там контрагентов, с которыми не стоит иметь дел, определяют по каким-то своим критериям, и всех их я заношу в список «Мошенники». В этот же список я занёс тех, кого за последний месяц упоминали на форуме «Недобросовестные партнёры», а также компании с красными звёздами.

Участники ATI.SU могу создавать списки контрагентов — партнёрские, нейтральные и негативные. Эти списки можно использовать при поиске грузов и транспорта, например, искать грузы только от тех контрагентов, которые есть в списке. Подробнее читайте в нашем FAQ.

Интересно наблюдать за перевозчиками, которые работают с компаниями из этого списка. Я отсматриваю выставленные ими претензии и часто вижу такую картину: за месяц выполнено определённое количество заказов, разница в ставках между скопированными и оригинальными грузами (читай — полученная выгода) около 70 тысяч рублей, а претензий выставлено на 180 тысяч. Стоит ли того работа с «копировальщиками»? Риторический вопрос.  

Многие перевозчики утверждают, что не могут заниматься проверками, потому что на это уходит много времени, и даже самый белый и пушистый грузовладелец может столкнуться с проблемами и задержать оплату на 3-5 месяцев.

Но практика показывает, что составление списков и тщательная проверка компаний приносят свои плоды. В этом году из 120 млн рублей оборота мы потеряли всего 12 тысяч рублей. Я считаю, что это очень достойный результат.

*  *  *

Опыт Андрея Лешина показывает, что тщательные проверки контрагентов необходимы не только для борьбы с мошенниками. Не меньшую опасность могут представлять компании, находящиеся на грани банкротства или использующие серые схемы, чреватые проблемами с налоговой инспекцией и возможным арестом счетов.

Стоит отметить, что использование проверок — в том числе и бесплатных — позволит избежать проблем с налоговой и вам. В 2006 году Высший арбитражный суд ввел в оборот термин «должная осмотрительность»: её должны соблюдать все без исключения предприниматели, заключающие договоры с другими компаниями. ФНС использует немного изменённый термин — «коммерческая осмотрительность» — который значит по сути то же самое: заключая договор, владелец бизнеса должен убедиться, что его контрагент в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. Инспекторы нередко задают предпринимателям вопросы, связанные с данными контрагентов, а если компания массово заключает договоры с фирмами-однодневками, вероятность внезапной проверки резко увеличивается.

Это — вторая из серии публикаций, посвященных проверкам компаний и минимизации рисков при выборе контрагентов. Если вы хотите рассказать свою историю, поделиться опытом или узнать больше о проверках контрагентов и других способах выявления недобросовестных партнеров, напишите об этом в комментариях.