Никита работает дальнобойщиком год: за это время он успел побывать во многих странах СНГ, узнать о рэкете и понять, что любая профессия хороша «как ложка к обеду».
Меня зовут Никита, я дальнобойщик. Я пришёл в профессию, уволившись из вооруженных сил. После службы никуда не брали, везде был нужен опыт, а права у меня открыты всех категорий — сделал на всякий случай: есть-пить не просят.
Дальнобойщиком работаю год, успел поездить по России, Казахстану, Узбекистану, Таджикистану и Киргизии. Самое большое расстояние за один рейс — где-то 8-9 тысяч километров. Проезжаю около тысячи километров в сутки, плюс-минус. Как правило, плюс.
Напарника нет, всё расстояние проезжаю сам. Так проще: не надо ни под кого подстраиваться. В кабине есть два спальных места и холодильник, других удобств нет.
В дороге обычно слушаю местное радио. Когда выезжаю из России, включаю любую музыку из интернета, лишь бы фоном играла. А кто-то любит в дороге говорить по телефону, некоторые звонят женам и выносят им мозг.
Не бывает престижных и непрестижных грузов. Тебе платят за то, что ты едешь, а что везёшь — иногда даже не знаешь. Тебя грузят и пломбируют, в пути нет возможности проверить, что там. Можно посмотреть по документам или на выгрузке. По сути, неважно, что ты везёшь.
Самый необычный груз, который я вёз — секс-игрушки с Aliexpress. В большинстве случаев такие грузы уходят в Европу.
Побыть туристом можно, если путь был небольшим и ты не устал. Всегда интересно узнать что-то новое, на что-то посмотреть. Если я приезжаю раньше времени и быстро выгружаюсь (обычно это происходит ближе к ночи), то на обратном пути пытаюсь проехать по городу, чтобы просто его увидеть.
Знаменитые ночные бабочки до сих пор встречаются на дорогах. Сказать, что их много, нельзя. Действительно много их только в Казани. Сейчас они не стоят вдоль дорог, как раньше, а сидят в машинах.
Вымогательство на дорогах встречается, но не затрагивает центральную часть России. Такое практикуется там, где всё плохо и печально, где люди остались жить в 90-х. Это восточная часть страны: за Уралом, в Магадане. Заезжаешь в город, платишь тысячу или полторы, тебе дают своеобразную визитку, и ты по ней едешь. Если возникают какие-то проблемы, можно позвонить, и их «решают».
Кто любит готовить, готовит у себя в кабине. Кто не любит, останавливается в придорожных кафе и кушает там. Ты знаешь, что готовишь, а насколько свежие продукты в кафе — неизвестно. А потом бегать и искать, где присесть, не очень удобно.
Некоторые берут с собой мультиварку. Закинул туда продукты: едешь, а они готовятся. Мультиварка пропищала — встал, покушал, едешь дальше.
Самое трудное в рейсе? Наверное, погодные условия. Однажды туман опустился так низко, что видимость снизилась почти до нуля. И я понял, что если сейчас дорога резко повернёт, то не успею затормозить, а начну руль выворачивать — машина упадёт набок.
Почти любой груз застрахован. Если что-то случается, страховая выясняет, чья была вина. Виноват или не виноват водитель — решает ГАИ. Если водитель виноват, всё ложится на его плечи.
Самая запоминающаяся поездка — это, наверное, Узбекистан. Но ко всему новому быстро привыкаешь, нет таких эмоций, которые были в самом начале работы. Для кого-то это «вау», а мне кажется, что ничего необычного.
Страшнее всего ехать по гористой местности, например, по Уралу. Страшно, когда рано утром выехал, часа в четыре, и видишь в кювете завалившуюся Газель с арбузами.
Если в Европе зарплаты начинаются от 80 и доходят до 150 евро в день, то в России, Беларуси, Азии столько не заработать. В среднем на уровне 50 евро, но евро падает, и зарплата тоже падает (Никита работает в иностранной компании).
Любая профессия — как ложка: хороша к обеду. Сегодня для меня это подходящая работа. Меня устраивает вахтовый график, потому что нет семьи, и деньги здесь хорошие. Сколько я буду работать дальнобойщиком? Тяжело сказать. Сегодня меня всё устраивает, а что будет дальше — посмотрим.