← Дзен

«Добро пожаловать в грузоперевозки!»: что нужно знать тем, кто собрался купить грузовик

фото: automobile-zip.ru

Владелец транспортной компании рассказал, к чему должны быть готовы новички, составляющие бизнес-план и мечтающие о карьере предпринимателя в автоперевозках.

Автор YouTube-канала «Перевозчик 116», владелец небольшой транспортно-экспедиционной компании из Казани Константин записал интересный видеоролик, в котором дал советы тем, кто хочет заняться бизнесом в сфере грузоперевозок. Основной посыл таков: помимо бизнес-плана будущему перевозчику необходим холодный расчет и понимание отраслевой специфики, важных моментов, которые нельзя игнорировать. Посмотреть ролик полностью можно по ссылке — а мы приведём основные тезисы.

Первая рекомендация — сперва поработать наёмным водителем, хотя бы категории В или С: это поможет познакомиться с грузоперевозками, понять, что представляет из себя транспорт, как он ломается и где лучше чинить машину, где расположены стоянки и отстойники, как происходит загрузка и выгрузка. «Своё немножко жальче, а чужое можно поэксплуатировать пожёстче», говорит Константин.

Предприниматель советует запомнить человека, который посоветовал вам подумать о грузоперевозках  («из ничего такое желание возникает редко») и присмотреться к нему.

«Интересен подход — сосед на даче строит второй коттедж, у него две фуры. Никто не задаётся вопросом: почему у этого соседа забор из старых досок и долги за электричество? У соседа могут быть серьёзные проблемы, например, огромная текучка водителей, но это никого не волнует, он же коттедж строит!»

Если же у того, кто посоветовал вам заняться перевозками нет явных проблем, его всё равно стоит запомнить — чтобы при необходимости задавать вопросы и обращаться за помощью.

Важен первоначальный капитал. Константин отмечает, что многие покупают технику на деньги, доставшиеся, например, от продажи бабушкиной квартиры, и многие используют заёмные средства. В последнем случае нужно понимать, что кредитные обязательства сильно осложняют жизнь.  

Составляя бизнес-план грузоперевозок, нужно чётко понимать, какой груз и на каких направлениях вы собираетесь возить — от этого зависит, какой покупать грузовик.

«Стандартная история, когда говорят — бери машину, с работой поможем. А когда купишь машину, оказывается, что размер был нужен бóльший, потому что паллеты высокие».

Предприниматель предупреждает: верить продавцам б/у-автомобилей нельзя, практически все они скручивают пробег и по возможности маскируют неисправности. После покупки машины у будущего перевозчика должны остаться деньги, чтобы довести её до рабочего состояния.

Проблемы могут возникнуть с открытием ИП или ООО, с ведением бухгалтерии и поиском грузов. Здорово, если найдётся помощник, который будет искать выгодные заявки на ATI.SU. Искать их самому труднее:

—  Хочешь сам? На каждой заявке ты будешь терять от 10 до 20-25% стоимости. Самые актуальные заявки на АТИ надо выхватывать моментально. Сидя за рулём на межгороде листать АТИ небезопасно, а делать это нужно постоянно. Если кто-то говорит, что делает всё один, значит, он делает не так хорошо, как может.

Тот, кто решил заняться бизнесом в сфере грузоперевозок, должен быть готов ко многим неприятностям.

— Ошибки в направлениях будут, как бы ты маршруты не просчитывал, куда бы не смотрел. Я считаю, что нужно «долбить» максимум два направления и экспериментировать, когда выскакивают выгодные ставки. Но ошибки всё равно будут. Вроде всё посмотрел, убедился что грузы есть, выгрузился — и с обратками беда, и полдороги можно проехать порожняком, хотя когда смотрел — заявки были. У нас машины больше пяти лет, но иногда так бомбит, когда на круге лажаем!

Условия договоров важно проверять. Заказчики часто не знают, как работает техника и требуют от водителей невозможного. Важно вовремя заметить невыполнимые условия и объяснить клиенту, что средняя скорость грузовика в рейсе не может достигать 90 км/ч, как бы ему этого не хотелось.

На объектах загрузки и выгрузки водители часто встречаются с «синдромом вахтёра». Охранники могут нахамить, а логисты искренне удивляются, если водитель не знает, куда нести документы или где оставить машину.

Бытовые условия на объектах загрузки и выгрузки почти всегда оставляют желать лучшего. Состояние туалетов может шокировать новоиспечённого предпринимателя.

Изо дня в день перевозчики сталкиваются с ошибками, которые по незнанию допускают заказчики. Чаще всего груз не соответствует заявленным параметрам или характеристикам. Например, вместо прописанных в договоре европейских паллет на загрузке оказываются американские. Ладно, когда груза меньше, чем ожидалось, а если больше? А если тебя ждёт догруз за 50 тысяч, для которого теперь не хватает места?

С простоями перевозчики сталкиваются постоянно. Можно простоять восемь часов, ожидая груз, из-за этого опоздать на выгрузку и застрять у объекта на выходные.

— Тут всё просто, — говорит Константин. — Учитесь выносить мозг заказчику, диспетчеру или экспедитору. Давите на них, чтобы вам уделяли больше времени.

Ещё в пути можно встретиться с сотрудниками ГАИ. Предприниматель советует не соглашаться с их доводами полностью и побольше говорить, приводить аргументы в свою защиту — разумеется, без хамства.

— Чем больше вы говорите и тратите время сотрудника, тем меньшими вы сможете отделаться штрафными санкциями. Себе снизите финансовую нагрузку, а коллегам поможете проехать.

Питание в целях экономии Константин рекомендует брать с собой. Первое отравление в придорожном кафе, по его словам, любой дальнобойщик запоминает на всю жизнь — а навык находить приличные заведения приходит не сразу.

От поломок в рейсе не застрахован никто, и даже у владельца новой машины может внезапно сломаться какая-то деталь. Нужно быть психологически готовым к тому, что её придётся заказывать в ближайшем населённом пункте и ехать туда на такси, потратив 5-10 тысяч рублей.

90-е остались в прошлом, но криминал на дорогах остался, хоть и в меньших масштабах. Константин советует придерживаться двух правил:

  • кабину нужно закрывать всегда, даже если выходишь просто обойти машину;
  • паспорт, наличка и пластиковые карты всегда должны быть при себе.

Случаются в пути и травмы. Чтобы минимизировать их риск, нужно быть особенно осторожным на погрузке и выгрузке. Предприниматель отмечает, что чаще всего водители получают травмы, помогая на погрузках и выгрузках, особенно когда они торопятся.

К чему ещё должен быть готов составляющий бизнес-план предприниматель:

  • Порча груза, смещение и недостача. «Все с этим сталкиваются, всё за это платят». Чтобы минимизировать такие случаи, нужно тщательно следить за тем, что именно тебе грузят.
  • Правильно крепить грузы водитель научится не сразу. Скорее всего, это произойдёт лишь после нескольких смещений.
  • Будут и ошибки с документами: потеря, неправильное заполнение, отправка на юридический адрес вместо почтового.
  • Кассовый разрыв. Многие клиенты задерживают выплаты, для борьбы с этим нужно вести расчет, контролировать документооборот, вовремя отправлять и проверять полученную почту.
  • СТО много, а найти хорошую трудно. Кроме того, в хороших автосервисах часто бывают очереди.

Перевозчикам нередко приходится перерабатывать и проходить за сутки 1000, 1100 и даже 1200 километров. Обычно это происходит перед выходными: из-за задержек или неправильно выстроенного графика приходится торопиться на объект загрузки или выгрузки, чтобы не застрять там на субботу и воскресенье.

У каждого перевозчика есть постоянные расходы, избавиться от которых невозможно, даже когда машина простаивает. Оплата ATI.SU, транспортный налог, ОСАГО, услуги бухгалтера, электронная отчетность, стоянка, техосмотр, блок СКЗИ в тахографе… Неоплачиваемого отпуска у частника не бывает — отпуск приходится оплачивать ему самому.

Так что же нужно, чтобы начать свой бизнес в этой специфической и не самой рентабельной отрасли? Константин отвечает так:

— Поддержка близких. Личное здоровье. Доля здорового пофигизма, размеренность в действиях, упёртость в достижении намеченного дохода, вера в свои силы — всё это поможет в грузоперевозках удерживаться и двигаться к светлому будущему, которое ты для себя строишь.