← Дзен

«Не послушаешь логиста — уволят»: дальнобойщик о спорах с начальством, условиях труда и интересном на дорогах

фото здесь и далее: скриншоты youtube.com

Водитель автовоза Эдуард Смирнов из Ростова-на-Дону рассказывает о режиме труда и отдыха, отношениях с руководством и логистами — и об интересных вещах, на которые другие дальнобойщики часто не обращают внимания.

— Полжизни, наверное, проводишь за рулём. Готовишь, кушаешь, спишь. Вот спальник, а тут у меня кухня-холодильник. Сыр, ватрушечки, яички, тушёночка стоит — в Воронеже покупаю, самодельную. Готовлю на газовой горелке. Где-то пускают с газом грузиться, а где-то нет: на улице оставляешь, потом подъезжаешь и забираешь. Например, в Тольятти: проще на какой-нибудь космический завод заехать, чем туда. Канистры проверяют, лампочки считают — наверное, чтобы я не украл с легковой машины.


Работаю по режиму труда и отдыха. Раньше было так: работаешь 4,5 часа, 45 минут перерыв и ещё 4,5 часа, в девять спать ложишься. Сейчас разрешили работать до 11 часов. Надо в три ночи вставать, выезжать и ехать. А я так не работаю. Когда стажировали — да, приходилось. Но однажды в Финляндии заснул за рулём и уехал на обочину, после этого перестал.

Каждый день я распределяю время. Допустим, в Польше заехал в магазин, полазал, палаточку себе купил хорошую. Тяну время, чтобы в 11 часов лечь спать и нормально выспаться.

Работаю две недели через две недели. Живу в Ростове-на-Дону. Дня мне хватает, чтобы доехать до работы и переночевать в машине, с утра погрузка. Осматриваю легковушки, чтобы без царапин и повреждений. Гружусь и еду в рейс.

Технику любил с детства. Отец работал на машине, катал меня на ГАЗике 69-м. Я маленький был тогда, а машина не ключом заводилось, стартер надо было выжимать ногой. Я выжал и уехал в берёзу: по ушам получил, конечно.

Дальнобойщиком работаю с 90-х. Десять лет отработал на Первом домостроительном комбинате, надеялся получить жильё. Пол Москвы построил Первый комбинат! Потом вижу, что жильё мне не светит, надо что-то делать. Накопил денег, сто долларов, отучился в АСМАП (ассоциация международных автоперевозчиков), закинул удочки — и попал на автовоз. Звоню жене и говорю: я в Париже!


Много ли женщин-дальнобойщиков?

— Много, особенно у финнов. Видел девчонку: она на таком прицепе работает, тандеме, который я не загоню. Мужику так не загнать, а из кабины вылезает — молоденькая, в бейсболке, волосы хвостиком!

Въезжаю в Ханко: едет женщина на старой иномарке с правой стороны, я должен её пропустить. А она остановилась, увидела, что машина груженая и за ней легковушки и машет мне рукой: проезжай! Если я остановлюсь, за мной остановятся другие машины, а потом сколько мне трогаться. От такого понимания дорожной ситуации приятно аж до мурашек по коже.

Сколько длился самый продолжительный рейс?

— Когда на автовозах работал, очень долго. Загрузился в Ижевске, поехал в Италию, там два места выгрузки. Оттуда в Германию, там стоял семь суток, что-то не так с бумагами было. Фешн грузил, маечки там, футболки дорогие. Оттуда на пароме в Финляндию. Дней 28, наверное, меня не было дома..

Можно ли ездить в спальнике фуры?

— Кажется, можно, но лучше проверить. Я с Финляндии вывозил коллег, когда финны бастовали и погрузки не было. Бастовала таможня, порты. Возил по пять человек, и, когда останавливали, ничего не говорили. Коллег вывозил, а сам оставался, мне в Финляндии нравилось — рыбу поймал, ухи наварил…


Что ты обязательно берёшь с собой в дорогу?

— Удочку, металлоискатель. Если свободное время, простой — иду рыбу ловить.

Как-то поехали на Урал с напарником. А там парковки есть с маленькими рыночками: продаются самовары, коптильни, унты. Говорю: давай остановимся — а он: да ну, поехали дальше. А потом, когда остановились, говорит: ух ты, здесь так здорово, я и не знал, что тут такое есть.

Многие вообще нигде не останавливаются, просто едут и всё, ничего не видят. Говорю: так и умрёшь с этой дорогой перед глазами! Должно быть какое-то разнообразие.

Контролируется ли как-то уровень усталости?

— Только тахографом. Это прибор, который отслеживает режим труда и отдыха. Можно сделать распечатку, посмотреть суточные данные.

Почему фуры часто попадают в аварии?

— Засыпают люди в основном. Видел, как «американец» (капотный американский грузовик) съехал в поле и ехал по нему, а водитель кричал в рацию: парни, скажите где будет выезд! Нёсся на приличной скорости, потому что остановишься в поле — завязнешь.

У кого-то тормоза отказывают. Видео какое страшное было: «американец» ушёл со скалы вниз, упал, машины сгорели…


Почему так происходит,, если тахографы контролируют режим труда и отдыха?

Многие его нарушают. Всё зависит от логиста: не будешь его слушать — тебя уволят. мне говорят: надо быть во столько-то, а я говорю: у меня режим, я не поеду никуда. Потом меня эта компания и кинула.

Был у меня друг — я должен был на его месте быть. Разбился на Ленинградке, между Спас-Заулком и Ямугой. В Твери остановились стёкла протереть. Я ему говорю:

— Серёга, ты дольше меня работаешь, чего сзади плетёшься, езжай вперёд.
— Не-не, мне сейчас жена должна позвонить, я рацию отключу.

Доехали до Клина, а его сзади нет. Спрашиваем в 15-м канале: автовоза не видели? А нам говорят: разбился ваш автовоз… мы вдвоём разворачиваемся и гружёные едем назад. Видим фуру: голову сложило, а прицеп вылетел на встречную полосу прямо в нашего Серёгу. Человека просто раздавило.

Должен был я быть на этом месте по идее. Друг мой, Сергей Орлов…

Как работается за границей?

— В Германии как-то раз сдох аккумулятор. Впереди работал немец на электрическом погрузчике. Подъехал ко мне на гольфе, своей легковушке, сунул провод. Молодец! Я ему 20 евро, а он не берёт.

Люди везде обалденные! Что в Эстонии был столько раз, что в Вильнюсе, что с «панами» (поляками) на стоянках разговаривал, как будто ничего и не было. Почему сейчас говорят, что они такие? Не знаю, непонятно.


Все ли дальнобойщики любят шансон?

— Да, большинство любит.  Я русское радио люблю. Мне не нравятся новые песни. Не знаю почему, потому что я из СССР, наверное…

Как дальнобойщики борются с автохамами?

— Когда идешь втроем, и кто-то подрезает — коробочку делаем. Один обогнал, стопает его, второй пошел на обгон и встал сбоку, третий сзади. Внушение сделали — на словах, не били никого, конечно. Зачем хамить на дороге? Жизнь одна.

Грузовик водить сложнее, чем легковушку?

— Мне кажется, легче. Пространства больше, и побаиваются тебя «маленькие».

Где дальнобойщики моются?

— Сейчас в каждом кафе есть души, туалеты, стиральные машинки, даже парикмахерские.

Берут ли дальнобойщики с собой оружие для самообороны?

— Если есть лицензия, наверное, можно взять. А с шариками — на него ничего не надо. Я вот ракетницу на Урале купил, вожу с собой. Одному пульнул. Не знаю, чего он ехал за мной и не обгонял. Меня уже и фуры обгоняли. Запустил в окно ракету и он отстал.

Как ты относишься к автостопщикам?

— С Финляндии однажды подвозил девочку. У них в каждом городе кланы, интересно рассказывают. И ехать веселее, и спать не хочется. Но сейчас такое время, что боишься кого-то подвозить.

Как дальнобойщику себя обезопасить?

— Да никак. Сейчас что хочешь придумают. Случай был: сидит в машине на заправке водитель, подходит к нему мужичок, говорит, у тебя солярка течёт. Водитель пошёл посмотреть, наклонился над баком, а мужик ему отвёртку в шею сунул.

На Питер идешь, все стоянки бесплатные — а останавливаться страшно. Тенты режут у людей, солярку сливают. Прыснут баллончиком в печку, ты засыпаешь, бери что хочешь.

Закрылся ты в кабине, лёг спать. Человек подходит, отодвигает ручку, кладет туда пачку сигарет — ручка оказывается в открытом состоянии и изнутри ты её уже не откроешь. А ещё есть места, где даже связи нет.

Есть ли у тебя любимые кафе?

— Кафе на Валдае равных нет. Специально не еду по платной дороге, чтобы заехать покушать. Соляночка такая, капуста маринованная, сейчас слюни потекут. На север идёшь — кафешка новая, не доезжая Чувашии, просто вагончик стоит. Банька есть, 150 рублей.


Что главное в работе дальнобойщика?

— Мне кажется, братство наше дальнобойное. Чтоб помогали люди.

Испортились водители, конечно. Жилетка висит на зеркале, машина сломана — никто не остановится. По рации спросить — никто не отвечает. Зачем она тогда нужна? Раньше выручали без проблем, останавливались, домкрат отдашь, потом на таможне встретитесь, заберёшь…

Самая нелюбимая часть работы?

— С начальством общаешься — аж уволиться хочется. Машина недоделана, а тебя всё равно выгоняют в рейс. Запчасти дешёвые ставят. Турбину поставили за 20 тысяч — она на легковую стоит в два раза дороже. Почему руководство не учитывает дорожные условия? В метель машина не тянет, буксует, а ты должен проехать норму. Каждый раз пишешь объяснительные.

Самая любимая часть работы?

— Мне нравится ехать, природой любоваться. Животных много видишь. В Финляндии меня напугал олень. Я еду расслабленный, дождик, в машине тепло, а он прыгнул прямо передо мной — рыжая такая ерунда, как огромный дворник. Всё, до самой границы с дрожащими коленками ехал.

Еноты боролись в Эстонии на дороге, в четыре утра. Не знал, как их объехать. Лису сбил, царствие ей небесное. Она просто дернулась мне под колесо, запомнил её глаза.

Лось за нами бежал не отставая. Зачем бежал? Сашка посигналил, лось упал на задние лапы и сам, наверное, не понял, что произошло.

Сколько зарабатывает дальнобойщик?

— По-разному, как повезёт. Раньше зарабатывал тысяч по 150, но сейчас о таких деньгах только мечтать. В простое платят МРОТ, тысяч 13, кажется.

Кем бы был, если б не дальнобойщиком?

— В детстве мечтал стать лётчиком. Учился на токаря, но не могу я всю жизнь один болтик точить. Целый день, каждый день! А в дороге разнообразие. Вот едешь в Казахстан, ветер в лицо дует, никакой экономии, одни расходы. На обратном пути думаешь, он в спину будет, а он разворачивается и опять тебе в лицо. Аж стекло лобовое вдавливает!

Всем дальнобойщикам ни гвоздя гнутого, ни чайника долбанутого!

По материалам видеоролика на Youtube-канале «Раскадровка».