← Дзен

Рамки и камеры системы «Платон»: как они работают и где расположены

фото: eaapa.ru

Разбираемся, как работают рамки системы, что фиксируют камеры и как штрафуют перевозчиков, уклоняющихся от оплаты проезда по федеральным трассам.

Система «Платон» известна, пожалуй, всем, кто когда-либо работал с автоперевозками. Но принцип её действия не совсем очевиден: спутниковый мониторинг зачем-то дублируется камерами на дорогах. Разберёмся, что именно они фиксируют.

Зарегистрировавшийся в системе владелец большегруза получает специальное бортовое устройство. Это устройство отслеживает маршрут машины: на основании полученных данных система рассчитывает пройденное расстояние.

На федеральных трассах расположены рамки системы «Платон». На каждой рамке закреплено несколько камер фотофиксации. Кроме того, на рамках закреплены приборы, которые проверяют, включено ли бортовое устройство.  

Зачем нужны рамки «Платона» и как они действуют?

Рамки нужны для отслеживания подключенных машин и борьбы с нарушителями, которые не зарегистрировались в системе или по какой-то причине не включили бортовое устройство.

Подробных сведений о том, как действует механизм сбора данных и фиксации нарушений, в открытом доступе нет. Оператор системы «Платон», компания РТ-Инвест транспортные системы, этой информацией по понятным причинам не делится. Известно, однако, что когда машина проезжает под рамкой, оборудование проверяет, включено ли бортовое устройство — и, возможно, считывает с него информацию. Именно сам факт проезда под рамкой и связи бортового устройства с её оборудованием необходим, чтобы зафиксировать пройденные километры и списать с перевозчика деньги.

Выходит, одних только данных GPS, получаемых приборами, системе «Платон» недостаточно. Скорее всего, дело в точности спутникового мониторинга, которая иногда оставляет желать лучшего: большегруз может двигаться, например, по просёлочной дороге, расположенной вдоль федеральной трассы — и тогда его владелец ни за что платить не должен. Однако если машина проехала под рамкой с включенным устройством, а камера зафиксировала факт проезда, ошибку можно исключить, а деньги списать.

Детальный обзор бортовых устройств и принципа работы системы «Платон» провёл видеоблогер Константин, владелец транспортно-экспедиционной компании из Казани.  

— У рамки, вполне возможно, есть функция связи с прибором и передачи информации. Но основная задача рамок — зафиксировать машину и проверить, есть ли она в базе или нет, — утверждает предприниматель.


Данные, полученные рамками и камерами системы используются в том числе и для вынесения штрафов (о том, за что именно штрафуют камеры «Платона», читайте ниже).

В 2020 году в Московской области камеры системы начали использовать для отслеживания транзитного транспорта, водители которого съезжали с федеральных трасс и проезжали через города и посёлки, где движение большегрузов запрещено, чтобы срезать путь и сэкономить деньги. Камеры «Платона» фиксировали проезд машины: система рассчитывала, за сколько грузовик проехал тот или иной участок дороги и определяла, не заезжал ли он под запрещающий знак, чтобы сэкономить время. Нарушителям выносился штраф в размере 500 рублей.

Такой способ использования камер можно назвать экспериментальным: широкого распространения он не получил.

Сколько рамок «Платона» на федеральных дорогах?

В конце 2020 года оператор системы «Платон» сообщал, что на федеральных трассах России установлено более 500 стационарных рамок. Общая протяженность федеральных трасс в России превышает 50 тысяч километров; выходит, что на ~100 километров дорог приходится одна рамка.

Камеры «Платона» могут размещаться не только на рамках, но и на легковых автомобилях. Многие водители видели припаркованные на обочинах федеральных трасс Lada Largus, на которых изображён логотип системы. Камера закреплена на крыше такой машины. По данным РТИТС, на российских дорогах работает около сотни таких машин.

Где расположены рамки «Платона»?

Местонахождение рамок системы секрета не представляет. В интернете можно найти сервисы, на которых отмечены рамки с камерами фиксации нарушений — веб-сайты и мобильные приложения. Рекламировать конкретные сервисы мы не будем, но отметим, что их довольно много и найти их можно за считанные секунды в любом поисковике.

С машинами «Платона» дело обстоит несколько сложнее: они могут менять местоположение. Тем не менее, сервисы, о которых говорится выше, предупреждают водителей о местах, где такие машины стоят чаще всего.

За что штрафуют владельцев грузовиков?

За нарушение, предусмотренное статьей 12.21.3 КоАП — несоблюдение требований о внесении платы в счёт возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам большегрузами с разрешенной максимальной массой более 12 тонн.

Под эту громоздкую формулировку подходит целый ряд ситуаций, они подробно расписаны на сайте оператора системы «Платон».

Это:

  • движение с выключенным, неисправным или просроченным бортовым устройством;
  • движение без бортового устройства и без оформленной маршрутной карты;
  • движение с оформленной маршрутной картой по отличающемуся маршруту;
  • продолжение движения в случае, если средства на счету владельца грузовика израсходованы.

Стоит отметить, что маршрутные карты используются исключительно редко — обычно тогда, когда устройство по какой-то причине выходит из строя. Весной 2020 года перевозчики, однако, были вынуждены массово использовать такие карты из-за дефицита бортовых устройств, связанного с последствиями пандемии.

Штраф за первичное нарушение составляет 5000 рублей, а за повторное — 10 000. Как и многие другие, штрафы «Платона» можно оплатить с 50%-й скидкой в первые 20 дней с даты вынесения постановления.

Как дальнобойщики «обманывают» систему и почему камеры «Платона» не выписывают штрафы тем, кто использует глушилки?

Один из способов, которым пользуются водители грузовиков, раскрыт в видеоролике выше: они экранируют устройство, оборачивая его в фольгу (или накрывая кастрюлей, если фольги под рукой нет). Бортовое устройство системы не может связаться со спутником и передать данные приборам, размещённым на рамках. Такого же эффекта можно добиться, используя специальную глушилку, которая подавляет мобильную связь и спутниковую навигацию.

Возникает вопрос: почему камеры «Платона» нельзя использовать, чтобы определять пробег или хотя бы штрафовать перевозчиков за проезд с «заглушенными» устройствами? Точного ответа мы не знаем, но стоит отметить, что с помощью одних лишь камер установить факт проезда машины по трассе невозможно. Грузовик может проехать под рамкой, съехать на региональную дорогу, а затем вновь вернуться на федеральную трассу. Оборудование может не установить связь с прибором из-за неполадок или технических сбоев.

Иными словами, «Платон» не может списывать деньги или выносить штрафы, если в факте проезда или нарушения есть хоть малейшие сомнения — и это справедливо.

Теоретически, у оператора «Платона» есть возможность положить конец массовому использованию «глушилок». В инструкции к бортовому устройству указано, что при отсутствии сигнала прибор можно использовать не более получаса. Однако за нарушение этого правила перевозчиков не штрафуют — всё-таки, мобильная и спутниковая связь часто работают с перебоями.