Рассказываем, какие нормативные акты регламентируют ответственность заказчика и перевозчика за срывы погрузок и что грозит виновной стороне.
Срыв погрузки — ситуация, в которой груз не удалось загрузить в машину или прицеп. В ней может быть виноват перевозчик, грузоотправитель или обстоятельства непреодолимой силы. Ответственность и грузоотправителя, и перевозчика регламентируется Уставом автомобильного транспорта (УАТ) и Гражданским кодексом, Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом и иными нормативными актами.
Срыв погрузки по вине заказчика (грузоотправителя)
Статья 10 Устава автомобильного транспорта описывает обязанности грузоотправителя. В третьем пункте этой статьи указано, в каких случаях груз считается не предъявленным для перевозки. Это:
- опоздание;
- предъявление груза, который направляется в пункт назначения, отличный от указанного в договоре;
- предъявление груза, перевозка которого не предусмотрена договором;
- несоответствие груза требованиям, установленным правилами перевозки грузов.
В соответствии с положениями УАТ опозданием считается задержка более чем на два часа — если в договоре не прописано иное (иногда грузоотправители подстраховываются и указывают бо́льшие сроки, чтобы обезопасить себя на случай возможных проблем). Чтобы компенсировать перевозчикам простои, в договор нередко включают положение о штрафах за задержку. Обычно эти штрафы невелики, однако перевозчик вправе потребовать увеличить их, если он опасается, что загрузка может затянуться на несколько дней.
В декабре прошлого года руководитель небольшой транспортной компании из Казани призвал владельцев транспорта настаивать на повышении штрафа, особенно если речь заходит о загрузке и выгрузке на распределительных центрах, где задержки происходят чаще всего.
Предъявление груза, который направляется в иной пункт выгрузки — ситуация довольно редкая, а вот предъявление груза, не предусмотренного договором, встречается чаще. Таким образом, недобросовестные заказчики могут попытаться сэкономить и подставить перевозчика.
Один такой случай описал в своём блоге транспортный юрист Сергей Богатов: под видом бытовой техники компания попыталась отправить фурой фейерверки — опасный груз, требующий допуска ДОПОГ. Водитель вовремя заметил подмену из-за некачественной упаковки, и лишь благодаря его внимательности транспортная компания смогла избежать серьёзных проблем: перевозка опасного груза без допуска чревата огромным штрафом и лишением водительского удостоверения.
Последний пункт — несоответствие груза требованиям ППГ — чаще всего подразумевает неправильную упаковку, которая делает перевозку опасной или невозможной.
Если погрузка сорвана по вине перевозчика
В соответствии со ст. 794 Гражданского кодекса, перевозчик несёт ответственность за неподачу ТС в соответствии с принятой заявкой. В этой же статье прописана оговорка, снимающая ответственность с перевозчика и грузоотправителя, если неподача или неиспользование ТС произошло в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (пожары, наводнения), военными действиями или ограничениями, предусмотренными транспортным уставом или кодексом.
На деле грузоотправитель чаще всего обвиняет перевозчика в срыве погрузки, если машина не подана вовремя — хотя, безусловно, далеко не каждое опоздание становится причиной для предъявления претензий и последующего судебного разбирательства. Если вы задерживаетесь, заблаговременно предупредите об этом заказчика: вероятно, проблем удастся избежать.
Ответственность за срыв погрузки
Ответственность за срыв погрузки описана в 35 статье УАТ. В случае непредоставления груза или отказа грузоотправителем от использования ТС, перевозчик вправе потребовать выплаты 20% от стоимости перевозки — если иное не предусмотрено договором.
Если грузоотправитель не указал в ТТН особые отметки или необходимые меры предосторожности (например, предоставил опасный груз, хотя должен был предоставить обычный), перевозчик также вправе составить акт о срыве погрузки, направить претензию и потребовать выплатить компенсацию в размере 20% от стоимости перевозки — а также возместить ущерб, если он был понесён из-за действий грузоотправителя.
Ответственность перевозчика, как мы уже писали выше, может быть прописана в договоре.
Если перевозку организует посредник
Комментирует Сергей Богатов:
— Если погрузка срывается по вине перевозчика, а организатором перевозки выступает посредник, грузоотправитель должен решать свои проблемы именно с посредником. Есть исключение, которое встречается довольно редко: если между посредником и перевозчиком подписан агентский договор, то ответственность может лечь на перевозчика.
Как задокументировать срыв погрузки?
Необходимо составить акт о срыве погрузки: этот документ поможет, если дело дойдёт до суда. В акте важно указать все обстоятельства, которые привели к срыву, название компании-контрагента, марку и номер автомобиля и полуприцепа, фамилии и должности ответственных лиц. Нелишними будут любые другие сведения, прямо или косвенно подтверждающие вашу правоту — например, фотографии или данные системы спутникового мониторинга, подтверждающие, что машина была подана к месту погрузки вовремя.
Если ответственные лица присутствуют во время составления акта, попросите их расписаться в документе.
Если никого нет (например, машину никто не встречает), контрагента необходимо уведомить о составлении акта в одностороннем порядке. Если в договоре-заявке указано, что общение между сторонами проходит по электронной почте, достаточно будет письма, отправленного по e-mail. В противном случае отправьте контрагенту телеграмму — и составляйте акт. Как только он будет составлен, уведомите об этом контрагента.
Впоследствии этот акт вместе с претензией за срыв погрузки направляется другой стороне. Если претензия за срыв остаётся без ответа или ответчик по каким-то причинам отказывает в выплате, можно обращаться в суд.
Шаблон акта о срыве погрузки можно найти в интернете.
Если дело дошло до суда
Срыв погрузки — не самая редкая ситуация, но до суда такие дела доходят исключительно редко из-за сравнительно небольших сумм. 20% от стоимости перевозки далеко не всегда стоят того, чтобы нанимать юриста или даже просто оплачивать транспортные и почтовые расходы, которыми всегда сопровождаются судебные тяжбы.
Но иногда такие дела до суда всё же доходят — обычно тогда, когда перевозка стоит дорого. Сергей Богатов вспоминает об одном таком случае из собственной практики: речь шла о перевозке негабаритного груза стоимостью 2,5 млн рублей; таким образом, потерпевшая сторона в соответствии с УАТ могла рассчитывать на компенсацию в размере 500 тысяч рублей.