Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль рассказал о причинах дефицита чипов для карт ЕСТР и предложил не торопиться с выходом из европейского соглашения.
С 8 августа 2022 года производители карт ЕСТР временно приостановили прием заявок на изготовление карт водителя ЕСТР, в связи с введением пятого и шестого пакетов санкций недружественными странами в отношении Российской Федерации, со сложной геополитической обстановкой, из-за нарушившихся цепочек поставок, невозможностью поставок расходных материалов и заготовок для изготовления карт для тахографов, предназначенных для использования в тахографах ЕСТР.
Минтранс России дал оперативные разъяснения, согласно которыми, если карта водителя транспортного средства, допущенного к осуществлению международных автомобильных перевозок и оснащенного контрольным устройством, соответствующим требованиям ЕСТР, не находится в распоряжении водителя в связи с отсутствием технической возможности ее выдачи (отсутствием компонентов для изготовления), водитель вправе использовать распечатки контрольного устройства, заполняемые в соответствии с ЕСТР, включая приложение и добавления к нему, при осуществлении внутрироссийских перевозок.
Вопросы такие: как данное ограничение скажется на перевозчиках? Какие есть возможности импортозамещения сырья, необходимого для изготовления карт ЕСТР?
Временная приостановка приёма заявок на изготовление карт водителя тахографов ЕСТР имеет бо́льшее количество причин, чем принято считать, поэтому мой ответ на поставленные вопросы будет развернутым.
Истоки проблем с картами тахографов ЕСТР связаны с пандемией коронавируса, которая привела к локдаунам, нарушениям ритма процесса производства полупроводников и нарушениям цепочек поставок. В результате вначале произошло снижение выпуска микросхем, сформировавшее отложенный спрос. Потом спрос резко увеличился на весь ряд номенклатуры электронных компонентов. Как следствие — возникновение дефицита производственных мощностей микросхем, повышение их стоимости и продажа в первую очередь тем, кто готов платить больше и по предоплате. Это в первую очередь потребители «простых» микросхем для производства продукции из массового сегмента. Мировая автомобильная промышленность, связанная с ней индустрия контроля деятельности водителей и особенно производители заготовок тахографических карт к таким не относятся, поэтому перебои отмечены в почти всех странах ЕСТР, в том числе странах ЕС. Карты тахографа напрямую связаны с криптографией, а значит, с сертификацией на соответствие строгим требованиям информационной безопасности, поэтому круг производителей заготовок и самих карт очень небольшой. Дополнительной сложностью с картами для России и Беларуси стали санкции.
Если обратить взор на Казахстан, то необходимо отметить, что у коллег тоже возникают сложности с картами, но пока они не так заметны, как в России и Беларуси. Массовая перерегистрация транспортных средств перевозчиков из России и Белоруссии в Казахстан для решения обхода запрета на движение по дорогам стран ЕС вызвала резкое увеличение заявок на выпуск карт тахографа в Казахстане. Но при этом в среднеазиатском государстве объём заготовок карт тахографа ограничен, в том числе контролируется поставщиками микросхем из ЕС, которые не повышают объём поставок больше средних многолетних значений.
В Российской Федерации допускается использования двух видов тахографов: для внутренних перевозок (только по территории РФ) — соответствующих Приказу № 440 (ранее Приказ № 36) Минтранса — «тахограф СКЗИ»; при наличии допуска к международным перевозкам — контрольного устройства ЕСТР, соответствующего Дополнению 1В в ЕСТР, которое также принято называть тахографом. Каждый вид тахографа имеет несовместимые между собой карты.
Из-за меньшей изначальной и совокупной стоимости владения тахографом ЕСТР, надежности самого изделия многие внутренние перевозчики получают допуск к МАП и право использования тахографов ЕСТР. При этом у перевозчиков и водителей появляется возможность осуществлять международные перевозки без необходимости переустанавливать тахограф.
В результате спрос на карты водителей к тахографам ЕСТР ежемесячно держится в пределах 8-10 тысяч штук. Кроме того, есть потребность в трех других видах карт: для предприятий, мастерских по обслуживанию тахографов и контролеров. Но она совсем небольшая и в настоящее время покрывается существующими складскими запасами заготовок карт.
В результате проведенного по заданию Минтранса исследования было выяснено, что в июне-июле 2022 года, с учётом введённых ограничений на перевозки со стороны ЕС, реальная потребность в картах водителя ЕСТР для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки, включая, например, направление Россия-Беларусь составляет примерно 1500 карт в месяц.
На основании полученных данных было предложено изменение системы выдачи карт и их использования. Предлагалось выдавать карты ЕСТР только водителям, которые могут документально подтвердить минимум 4 международных перевозки за последние полгода.
Остальные водители, нуждающиеся в получении карты, должны ездить по распечаткам из тахографа, выполненных на сертифицированной ленте для конкретной модели тахографа. Распечатки необходимо делать ежедневно два раза после окончания и перед началом ежедневного отдыха. Хранить распечатки необходимо в течении 28 календарных дней. Похожая процедура предусмотрена в ЕСТР только для возврата транспортного средства в место постоянной дислокации на период не более 15 дней.
Предполагалось, что инспекторы контрольно-надзорных органов будут иметь возможность проверить информацию о водителях, имеющих право ездить без карт, на сайте ФБУ «Росавтотранс».
Ничего сложного в предлагаемой процедуре нет. При контроле инспектор может попросить водителя сделать распечатку. Любой водитель умеет это делать. Единственная возникающая сложность — необходимость хранения распечаток. Но аналогичное требование действует к водителям, которые в рамках законодательства эксплуатируют автомобили с датой первой регистрации в России до 16 июня 2010 года с установленными на них аналоговыми тахографами. Тахошайбы также необходимо хранить в течении 28 дней.
Некоторые горячие головы предлагают России выйти из ЕСТР. Ассоциация транспортных экспертов и специалистов считает необходимым и важным обозначить свою позицию по данному вопросу:
- АТЭС является противником этого предложения, потому что выход из ЕСТР существенно прибавит сложностей российским международным перевозчикам и развитию контроля при выполнении внутренних перевозок. Не наложит каких-либо ограничений на зарубежных перевозчиков, создав таким образом преференции иностранцам перед россиянами. При этом сама по себе процедура выхода из ЕСТР реализуется не по мановению щелчка пальцев, а занимает продолжительное время, требует существенных затрат со стороны перевозчиков и со стороны регулятора. Придётся менять законодательство от законов до связанных подзаконных актов. Перевозчики, которые в настоящее время работают не на европейских маршрутах, а на популярных в изменившихся условиях направлениях: в Турцию, страны средней Азии, Кавказа, даже Монголии и Китая, будут вынуждены «уйти» на время перемен на внутренние маршруты, оголив таким образом рынок для иностранцев.
- Вынести на повестку дня ЕЭК ООН вопросы обеспечения равных конкурентных условий между перевозчиками, обеспечения приемлемых затрат со стороны водителей, на подтверждение ими соблюдения социальных условий труда, недискриминационное обеспечение безопасности дорожного движения в странах ЕСТР.
- Независимо от текущей ситуации с картами тахографа, принять ассиметричные наложенным санкциям контрмеры: самым строгим образом выполнять требования ЕСТР и запретить движение по территории России транспортных средств из ЕС, оснащённых так называемыми европейскими смарт-тахографами 1С, запретить осуществлять перевозки по территории России водителями имеющим карту смарт-тахографа 1С.
- В случае отрицательного ответа ЕЭК ООН, который будет выражаться в неразрешении в кратчайшие сроки проблем с обеспечением картами тахографа и криптографическими ключами Минтранса РФ, поставить вопрос о выходе России из ЕСТР.
Выполнение таких нехитрых действий позволит легальным образом, в самом строгом соответствии с ЕСТР и нормами ЕС, обеспечить российских водителей и перевозчиков заказами, так как останется всего один способ доставки грузов — «перецеп» на границе. Практика показала, что схема «перецепа» работает не только в Белоруссии, но и в России. Только российские международные перевозчики просят это не афишировать, чтобы не навредить с трудом и без помощи государства налаженную технологию.
Тарас Коваль, президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов