Незафиксированные тахографом сведения придётся вносить в распечатку самостоятельно.
5 августа Сибирская ассоциация автоперевозчиков сообщила, что тахографические мастерские приостанавливают приём заявок на изготовление водительских карт для тахографов ЕСТР из-за дефицита чипов. Сообщения о приостановке появились на сайтах достаточно большого количества мастерских, при этом сроки возобновления приёма заявок — хотя бы приблизительные — нигде не указываются.
В письме, которое разослал мастерским производитель карт, компания «ЛЭДА-СЛ», отмечается, что прекращение приёма связано с временным прекращением поставок чипов в Россию, а все заявки, поданные до 8 августа, будут выполнены в случае, если ФБУ «Росавтотранс» успешно присвоит карте номер.
В тот же день в сети появились разъяснения от Минтранса: ведомство уточнило правила работы без карты ЕСТР. Водители, чья карта не находится в их распоряжении в связи с отсутствием технической возможности её выпуска, обязаны в начале и в конце рейса делать распечатывать подробные сведения о ТС и вписывать в них информацию о себе (имя, фамилия, номер водительского удостоверения и подпись), а также о периодах другой работы и отдыха, если такие не были зафиксированы устройством. Уточняется, что такой порядок действителен для внутрироссийских перевозок.
В обсуждении под новостью, опубликованной в телеграм-канале «Логистика без границ» глава Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина пояснила, что официальное разъяснение Минтранса согласовано с ГАИ и носит для сотрудников Госавтоинспекции обязательный характер.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин напоминает, что похожие проблемы из-за дефицита элементной базы уже возникали ранее. В период пандемии оператор системы «Платон» столкнулся с нехваткой деталей для бортовых устройств: тогда РТИТС вышла из положения, продлив срок их службы, однако с картами для тахографов такое решение вряд ли окажется применимым.
— Возникает много вопросов. Перевозчиков начнут штрафовать за отсутствие карт, могут возникнуть серьёзные проблемы с выездом за границу, — отмечает глава «Грузавтотранса». — Тогда конкурентное преимущество получат иностранные транспортные компании из ближнего зарубежья.
Эти опасения разделяют и перевозчики, которые сомневаются, что разъяснения Минтранса своевременно дойдут до всех сотрудников ГИБДД. Подобные ситуации уже возникали: в октябре прошлого года мы писали о случае, произошедшем в Якутии, когда проверяющие на посту ДПС впервые увидели электронное разрешение на перевозку КТГ и отказались его принимать, потребовав привычный бумажный документ.
В то же время владельцы тахографических мастерских, с которыми мы побеседовали, не склонны драматизировать ситуацию: по их мнению, поставки чипов рано или поздно будут возобновлены. Один из наших собеседников допустил, что их начнут поставлять по неофициальным каналам – из дружественных стран. В таком случае стоимость новых карт может увеличиться.
Тем не менее, даже приблизительных сроков возобновления приёма заявок никто пока не называет. Вполне возможно, что в ближайшем будущем у перевозчиков прибавится головной боли, а у водителей — бумажной работы.