Эти штрафы — дамоклов меч, висящий над головой всех без исключения владельцев тяжелых грузовиков. Их размеры настолько велики, что для многих частников, владельцев единственного грузового автомобиля, получение такого штрафа может означать банкротство.
Хуже того: штраф за перегруз можно получить, ничего не нарушая — из-за сбоев в работе весоизмерительного оборудования. Такая ситуация, к сожалению, не редкость, и оспорить несправедливый штраф бывает непросто.
Есть и хорошие новости: состоявшееся недавно расширение нештрафуемого порога перегруза до 10% уже отразилось на судебной практике. Если превышение общей массы или нагрузок на оси было небольшим, отменить штраф будет гораздо проще. Рассмотрим эту и другие ситуации подробнее.
Если перегруз не превышает 10%
11 июня президент подписал указ о расширении нештрафуемого порога с 2% до 10%. Указ вступил в силу в тот же день: теперь перегруз транспортного средства менее чем на 10% не считается административным нарушением. Такое изменение в законодательство было внесено по многочисленным просьбам перевозчиков, регулярно получавших огромные штрафы за непреднамеренный незначительный перегруз.
Спустя пару недель стало известно, что суды начали отменять штрафы за перегруз в диапазоне от 2 до 10%, вынесенные до подписания указа. Наиболее широко СМИ осветили случай, произошедший с перевозчиком федеральной сети «Магнит» — ООО «Тандер». Компании удалось отменить штраф за перегруз по передней оси на 2,8%, полученный в ноябре прошлого года: Алтайский краевой суд принял во внимание произошедшие в законодательстве изменения.
В пресс-службе суда отметили, что если после совершения правонарушения ответственность за него устраняется или смягчается, то при определении наказания действовать должны новые нормы.
Алтайские СМИ сообщили, что судьи уже отменили ряд других постановлений, вынесенных до 11 июня. Если вы оказались в такой же ситуации — ссылайтесь на решение Алтайского краевого суда и оспаривайте полученный штраф.
Если штраф вынесен неисправной АПВГК
Автоматические пункты весогабаритного контроля несовершенны. Иногда автоматика даёт сбои, и тогда получить штраф за перегруз может даже порожнее транспортное средство. В таком случае важно доказать в суде неисправность оборудования.
Сделать это непросто, но, как правило, из-за одной неисправности могут пострадать десятки, сотни и даже тысячи перевозчиков — такие случаи известны. Массовость может сыграть пострадавшим на руку: проигнорировать большой поток жалоб местные чиновники и правоохранители, скорее всего, не смогут. Например, в 2019 году прокуратура Свердловской области отменила штрафы, вынесенные в отношении 411 владельцев большегрузов, установив, что АПВГК, зафиксировавшая нарушения, была неисправна. Это, к сожалению, далеко не единичный случай.
Как выяснить, что АПВГК неисправна?
Если возникли проблемы с весоизмерительным оборудованием, сам перевозчик диагностировать их, конечно, не сможет. Когда жалобы на несправедливые штрафы становятся массовыми, перевозчики (в лице отдельных предпринимателей или представителей профессиональных объединений) обычно обращаются в компетентные органы с просьбой провести проверку, по итогам которой выясняется, действительно ли поломка имеет место.
Но АПВГК может выписывать несправедливые штрафы не только из-за поломки, но и из-за неправильной установки оборудования. И тогда признаки нарушений сможет заметить и сам перевозчик.
Технические требования к оборудованию АПВГК прописаны в соответствующем приказе Минтранса.
В этом объёмном документе указан ряд параметров, которые необходимо соблюдать при установке оборудования. АПВГК должны находиться на ровном участке дороги с новым или находящимся в хорошем состоянии дорожным покрытием, вдали от участков ускорения или замедления движения (нерегулируемые перекрёстки, светофоры и т.д.) – конкретных требований очень много.
В ноябре 2019 года координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко рассказал об АПВГК в Костромской области, которая была установлена без учёта этих требований. В частности, она располагалась менее чем в 50 метрах от нерегулируемого перекрёстка, что видно на фотографии в «письме счастья».
Очевидно, что о равномерном движении в такой ситуации речи не идёт: грузовик может резко затормозить, чтобы, в зависимости от ситуации, предоставить преимущество или избежать столкновения с выезжающей машиной, и тогда нагрузка на ось может быть определена неверно.
Такая ситуация произошла с одним из перевозчиков, который вёз контейнер: по пути он проехал через несколько АПВГК, и только костромская рамка выписала ему штраф.
Ситуация сложилась двоякая: в суде признали, что рамка весового контроля установлена неправильно, но штраф не отменили. Его, однако, снизили в два раза, со 100 до 50 тысяч рублей — ниже предела, установленного КоАП. Валерий Войтко тогда предположил, что таким образом судья попытался сгладить абсурдность своего решения. Он отметил, что наибольшие шансы на успех имеют случаи, когда жалобы становятся массовыми: при широкой огласке игнорировать неполадки оборудования особенно затруднительно.
Если автомобилем управляет не собственник
Оспорить штраф за перегруз достаточно просто, если транспортным средством управляет не собственник а, например, арендатор. В соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП владелец машины в таком случае не несёт ответственности за допущенные нарушения, в том числе и весогабаритные.
В качестве доказательства могут быть предоставлены различные документы: например, договор аренды или лизинга или полис ОСАГО с записью о допуске к управлению третьих лиц.
Если в перегрузе виноват грузоотправитель
Законодательство позволяет возлагать ответственность за перегруз на грузоотправителя, если тот во время погрузки превысил допустимые нормы. Транспортный юрист Сергей Богатов отмечает, что иногда перевозчикам удаётся доказать свою непричастность к перегрузу, но случается это редко по ряду причин.
Часто в договорах и договорах-заявках указывается, что за погрузку и размещение груза в кузове несёт ответственность именно перевозчик. Если же штраф выписывает АПВГК, то, как правило, перевозчик получает «письмо счастья» поздно, и сроки давности привлечения к административной ответственности проходят. В таком случае можно обжаловать решение через вышестоящую по отношению к ЦАФАП инстанцию, предоставив доказательства невиновности. Но на практике перевозчик обычно оказывается «крайним звеном в цепи».
Как избежать штрафов за перегруз?
В 2020 году Валерий Войтко рассказал подписчикам своего YouTube-канала о превентивных мерах, которые в случае получения несправедливого штрафа помогут доказать свою правоту в суде.
Приведём главные тезисы:
- В транспортной накладной нужно указать вес груза. Если на посту весового контроля выяснится, что он значительно превышен, переложить ответственность можно будет на грузоотправителя.
- Если на выезде с объекта погрузки есть стационарные весы, нужно взвеситься и получить документ, в котором будет указан вес автомобиля.
- Пломба является дополнительной подстраховкой, которая не позволит грузоотправителю сослаться на возможную догрузку в пути. Если полуприцеп тентованный и пломбы нет, можно снять на видеокамеру смартфона всё, что в нём размещено сразу после погрузки, чтобы вас не смогли обвинить в «догрузе по пути».
- Чем длиннее маршрут, тем больше у перевозчика преимуществ. Если вы уже прошли несколько рамок АПВГК, можно отправить их операторам запрос, чтобы подтвердить, что нарушения выявлены не были. А подтвердить тот факт, что машина не уходила с маршрута, могут данные, полученные системой «Платон».
Не стоит забывать и о правильном распределении и креплении грузов в полуприцепе. В результате резкого маневра плохо закреплённый тяжёлый груз может сместиться, а нагрузка на одну или осей — превысить норму. И, наконец, не стоит медлить: оспаривать штрафы лучше по возможности быстро, особенно в тех случаях, когда вина за перегруз лежит на грузоотправителе. Обжаловать полученный штраф можно в течение 10 календарных дней после получения постановления, а жалобу необходимо подать в тот орган, который это постановление вынес.