Современные экономические реалии обусловили смену всей сложившейся логистики у транспортных операторов. Страховщики также претерпевают изменения в условиях санкций.
О том, каковы возможные способы преодоления возникших сложностей, о преимуществах в этой ситуации инструмента взаимного страхования рассказал член Правления, директор по правовым вопросам НКО «ПОВСТО» Игорь Родионов.
Что сейчас происходит на рынке страхования грузоперевозок? Какие его игроки особенно остро переживают возникшие сложности?
Сложности возникли как у страховых компаний, так и у профессиональных участников транспортной отрасли.
Санкции существенным образом сократили емкость российского страхового рынка, поскольку практически у всех отечественных страховщиков имелись договоры перестрахования с западными игроками, которые одномоментно перешли в разряд недружественных! Также возникли сложности со страхованием определенных рисков. Например, при перевозке грузов по Черному морю остро встал вопрос с военными рисками, это касалось прежде всего ситуации с минированием морской акватории и соответственно повышенным риском при перевозке грузов морским транспортом. Существенно возросли риски, связанные с автострахованием.
Во-первых, сильно выросла стоимость как самих транспортных средств, так и автозапчастей, что привело к росту страховых тарифов. Во-вторых, стоит отметить, что ряд международных перевозчиков, столкнулись с проблемами возвращения своего транспорта и грузов в Россию из Европы, когда их транспорт блокировали на границе, а транспортные средства подвергались вандализму и повышенному риску сохранности перевозимых грузов. Стоит отметить и существенный спад в грузоперевозках и по России, которые касались обслуживания корпоративного сегмента с иностранным акционерным капиталом.
Как ПОВСТО удалось справиться с текущей ситуацией?
Мы, как общество взаимного страхования (ОВС), тоже столкнулись с определенными трудностями. Это коснулось прежде всего перестрахования. В короткие сроки пришлось перезаключить имеющийся договор перестрахования на прямую с российскими страховыми компаниями. В настоящее время мы можем гарантировать надежную перестраховочную защиту страховых операций Общества с отечественной страховой компанией с максимальным рейтингом надежности и с Российской национальной перестраховочной компанией, где учредителем выступает государство в лице ЦБ РФ.
Как грузоперевозчикам защитить свои имущественные интересы в сложившейся экономической ситуации?
Санкции сильным образом отразились прежде всего на деятельности международных перевозчиков, которым в текущей ситуации пришлось перенаправить свои транспортные потоки по другим маршрутам. Кроме того, сама услуга страхования подорожала из-за сокращения перестраховочной емкости российского страхового рынка. Поэтому как никогда актуальным как для транспортных операторов, так и для грузовладельцев стала цена вопроса страхования.
Страхование — инструмент для защиты имущества организаций и частных компаний в любой сфере деятельности. Убыточные клиенты, у которых случаются крупные убытки, не экономят на страховании, так как понимают, что все расходы на страхование им «окупятся», поскольку выплаты существенно их превышают.
Особенность безубыточных или малоубыточных страхователей состоит в том, что при грамотном управлении всеми рисками, а, применительно к транспортным компаниям, это означает содержать в порядке свои транспортные средства, вовремя их ремонтировать, аккуратно обращаться с грузами и т.п., убытки вообще могут не возникать, либо же возникать крайне редко. Такие клиенты страховых компаний понимают, что переплачивают за страхование, поскольку страховые выплаты отсутствуют, либо же не сопоставимы с расходами на страхование. Альтернативой здесь может быть самострахование — можно не платить страховщикам, а накапливать ресурсы в своей организации, создавать фонды самострахования внутри компании. Однако зачастую требуется немалое время, чтобы сформировать такой фонд в достаточном объеме. И здесь на помощь может прийти взаимное страхование.
В чем суть и преимущества взаимного страхования?
Общество взаимного страхования объединяет участников одной сферы деятельности со схожими рисками и со схожими экономическими моделями. Участники формируют внутри своего сообщества резервный фонд, из которого при наступлении страховых событий осуществляются выплаты. Участники Общества хорошо понимают, чем занимаются, и контролируют свою убыточность. Именно таким организациям либо частным лицам имеет смысл объединяться в общества взаимного страхования, чтобы перераспределять, оптимизировать свои финансовые потоки.
Что касается страхового (резервного) фонда, который формируется Обществом, то он инвестируется согласно нормативам ЦБ РФ в определенные финансовые инструменты, в числе которых акции, облигации голубых фишек, а также предусмотрено размещение резервов на депозитах в банках. Помимо того, что сами по себе резервы с каждой отчетной датой увеличиваются, так еще в Обществе формируется дополнительный инвестиционный доход. Дополнительно стоить отметить тот факт, что
практически каждый шаг в работе общества взаимного страхования находится под жестким надзором ЦБ РФ, что является гарантией того, что при наступлении каких-то негативных событий страховых резервов Общества будет достаточно, чтобы выполнить обязательства перед всеми участниками.
Немаловажно, что в Обществе объединяются профессиональные участники рынка: экспедиторы и перевозчики. Можно так сказать, что наше общество взаимного страхования — это своего рода «клуб», где его участники объединены общими интересами и, помимо собственно страхования, могут решать и другие вопросы, например, совместный выход на какого-то корпоративного грузоотправителя в целях дальнейшей организации грузоперевозок, расширение маршрутной сети или же обмен опытом. Здесь ПОВСТО может выступить своего рода связующим звеном между всеми своими участниками!
За счет чего обеспечивается финансовая устойчивость обществ взаимного страхования?
Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости Общества являются:
• экономически обоснованные страховые тарифы;
• страховые резервы, формируемые за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов и предназначенные исключительно для страховых выплат;
• перестраховочная защита, т.е. частичная передача рисков выплаты страхового возмещения коммерческому / государственному перестраховщику;
• гарантийные фонды, формируемые за счёт некоммерческого дохода, полученного от страховых операций.
Идея создания общества взаимного страхования достаточно давно родилась в Западной Европе и применима практически к любой сфере деятельности. К примеру, в нашей стране в прошлом году было создано ОВС для предприятий Ростеха, в котором уже порядка 500 предприятий-участников. С недавнего времени существует также общество взаимного страхования для туроператоров. Соответственно наше Общество специализируется на страховании транспортных операторов и грузовладельцев. За счет того, что организационно-правовая форма взаимного страхования не подразумевает получения прибыли, мы предоставляем своим участникам более выгодные условия страхования, чем классические страховые компании. Согласитесь, что в текущих экономических условиях это немаловажный момент, когда существует возможность получить страховую защиту и при этом сократить свои расходы!
«Золотой полис» - новый продукт на страховом рынке России
За счет того, что вложенные финансовые средства в обществе взаимного страхования инвестируются и реинвестируются, со временем накопленных страховых резервов может быть достаточно для того, чтобы участники страхового общества вообще не платили страховые премии! В классике жанра, это называется «золотой полис», иными словами наступает момент, когда страхователь (участник общества взаимного страхования), частично или в полном размере освобождается от уплаты страховой премии на предстоящий период страхования.
Таким образом наше Общество предлагает для своих участников уникальный продукт, сочетающий в себе одновременно и страхование своих рисков, и возможность получить дополнительный эффект за счет сокращения расходов на страхование, а оперативное реагирование на потребности наших участников позволяют нам стремительно двигаться к намеченным целям!
Об Обществе:
НКО «ПОВСТО» зарегистрировано 03.08.2020 г.
(ИНН 6679135288, ОГРН 1206600041933), лицензия Банка России ВС № 4379 от 10.12.2020 г., переоформлена 20.12.2021 г. Приоритетными направлениями бизнеса НКО «ПОВСТО» являются:
• страхование грузов;
• страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов;
• страхование имущества юридических лиц;
• страхование средств наземного транспорта (каско);
• страхование спецтехники.
По итогам 6 месяцев 2022 г. сборы страховой премии составили 62,77 млн рублей, что практически на 30 млн рублей превышает аналогичный показатель прошлого года. Темп роста составил 195,4%.
В структуре сборов более 90% приходится на страхование грузов, порядка 6% на страхование ответственности экспедиторов/перевозчиков и остальное – на прочие виды страхования: каско, спецтехнику, имущество физических и юридических лиц.
За отчетный период урегулировано 1209 претензий по страхованию грузов и ответственности экспедиторов/перевозчиков на общую сумму 37,78 млн рублей. Уровень выплат составил 60,2%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество урегулированных выплатных дел увеличилось в 1,87 раза. Средняя страховая выплата составила по страхованию грузов и ответственности экспедиторов/перевозчиков соответственно 31,7 и 23,0 тыс рублей.
В перестрахование было передано более 5,7 млн рублей премии, а получено возмещений на сумму 1,78 млн рублей.
Положительный финансовый результат Общества за 6 месяцев 2022 г. превысил 13,4 млн рублей, увеличившись по сравнению с 1-м кварталом почти на 3,6 млн рублей.
Приглашаем к сотрудничеству грузовладельцев, экспедиторов и грузоперевозчиков!
НКО «Потребительское общество взаимного страхования транспортной отрасли»
620085, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 212, офис 218.
Тел. +7 (343) 207-03-15. Моб.тел.: +7-904-383-98-87
E-mail: povsto@povsto.ru. Сайт: www.povsto.ru