Бытует мнение, что экспедирование грузов — прибыльный бизнес, в который сравнительно легко войти. Так ли это на самом деле?
Экспедиторами сегодня называют компании, выступающие посредником между перевозчиками и заказчиками перевозок. Раньше (а иногда и до сих пор) экспедиторами называли тех, кто сопровождает груз в поездке и отвечает за оформление перевозки, однако сотрудники экспедиционных компаний в рейсы, конечно, не отправляются. Они подбирают транспорт под грузы заказчика, выстраивают и согласовывают маршрут и ведут документооборот, оказывая таким образом услугу перевозки груза «под ключ».
Возникает резонный вопрос: а зачем вообще необходимо экспедирование грузов, не могут ли перевозчики работать с заказчиками и их грузами напрямую? Могут — и зачастую работают. Но нередки ситуации, когда крупному клиенту нужно ежедневно отправлять десятки машин разной тоннажности в разных направлениях. Ни одна транспортная компания не сможет обработать все эти грузы, а сотрудничать с большим количеством ТК, каждый раз подыскивая нужную машину под конкретный груз, накладно и рискованно. В таких случаях выручают компании, занимающиеся экспедированием грузов.
Стоит отметить, что экспедированием может заниматься и сам перевозчик — одно другому не мешает. Если собственных машин не хватает для обеспечения нужд клиента, почему бы не найти транспорт на стороне?
Экспедирование грузов: сколько можно заработать?
Многие перевозчики недолюбливают экспедиторов, пренебрежительно называя их «табуретками» — обидное прозвище как бы намекает, что для экспедирования грузов ничего кроме рабочего места не нужно. На самом деле для успешной работы в этой сфере необходим достаточно большой опыт, знание сферы автомобильных грузоперевозок изнутри и умение организовать процесс перевозки таким образом, чтобы заказчик остался довольным и обратился за услугами снова.
Сколько зарабатывают экспедиционные компании? Столько, сколько получают за свои услуги — разумеется, за вычетом расходов. К примеру, клиент платит за перевозку 100 тысяч рублей, а экспедитор находит машину за 85 тысяч. Оставшиеся 15 тысяч нельзя назвать чистой прибылью: существенная часть уйдёт на административные нужды.
Предприниматель из Казани Константин ведёт канал на YouTube, где рассказывает о своём бизнесе. В одном из недавних видеороликов он раскрыл всю подноготную экспедирования грузов и рассказал о выручке. Посмотреть видео можно по ссылке, а мы кратко перескажем главные тезисы:
- Основная статья расходов любой экспедиционной компании — аренда офиса и зарплаты персонала. Много денег уходит на оргтехнику, канцелярию, финансовые услуги, электронные сервисы — и, разумеется, на выплату налогов.
- В хороший месяц эти расходы не превышают 10% от общей выручки, а в плохой достигают 15%.
- При этом прибыль компании («грязными», т.е. без учёта расходов) в хороший месяц подбирается вплотную к 20% от общей выручки. В январе этого года (когда рабочих дней, а следовательно, и отгрузок было значительно меньше) она составила 15,3%.
Из этих тезисов можно сделать два вывода. Во-первых, компании Константина практически всегда удаётся работать в плюс. Во-вторых, плюс этот сравнительно небольшой (обычно не более 10% от выручки): о сверхприбылях речи не идёт.
— Многие уверены, что мы тут заоблачные деньги дерём. Если бы мы их драли, я продолжал бы, наверное, на «крузаке» ездить и не заморачиваться! — смеётся автор видеоролика.
Чем занимаются экспедиторы
Экспедирование груза — не такая простая работа, как может показаться на первый взгляд. Опытный логист должен знать особенности ценообразования, быстро рассчитывать ставки и понимать, какой транспорт будет уместнее в той или иной ситуации.
— Что лучше: загрузить два пятитонника или одну фуру? Иногда нам задают такие вопросы, и мы сидим, просчитываем ставки, созваниваемся с логистом на объекте погрузки, согласовываем перевозку, — объясняет Константин.
Грамотная работа со ставками — залог успеха: именно от неё зависит конечная прибыль компании.
— Когда заказчик даёт тебе на просчёт пять страниц А4 с грузами для малотоннажек, трёх-, пяти-, десяти- и двадцатитонников на разные направления — представляете, какие это трудозатраты? Мы сидим, планомерно считаем, и не дай бог облажаться в какой-то ставке, иначе придётся ставить машину по ней!
Не менее важна работа с клиентами. Находить машину для каждого груза нужно быстро. При этом не стоит забывать, что грузы бывают разные:
— Клиент должен знать, что в любой ситуации мы его не подведём. Однажды поставили «Калину» с прицепом — нашли её на Avito, повезла две бочки на 700 километров! Кто из перевозчиков клиенту такие услуги оказывает? Если такие перевозчики и есть, то они уже не перевозчики, а перевозчики-экспедиторы!
А ещё важно не забывать о клиентах и напоминать о себе не только по рабочим вопросам.
— Каждый Новый год мы отправляем подарки нашим клиентам. Компонуем подарочный пакет: бутылка шампанского, чай или кофе, коробка конфет. И наши менеджеры разъезжают по клиентам, а если клиент не местный, везёт доставка.
Иными словами, экспедирование — не самая простая работа, а для человека с «улицы» этот бизнес точно не станет прибыльным, так как у него довольно высокий порог вхождения. Необходимо досконально знать грузоперевозки, разбираться в специфике транспорта, понимать, чем один тип грузов отличается от другого и уметь общаться с людьми. Сам Константин признаётся, что решился открыть свою компанию лишь после пяти лет работы в другом предприятии — после того, как получил необходимый опыт.
Будущее экспедиционных компаний
Автомобильные грузоперевозки меняются: общие для отрасли тенденции сказываются и на бизнесе экспедиционных компаний. Активно внедряется цифровизация — электронный документооборот, современные CRM и другие решения. Они позволяют экономить не только на канцелярии и оргтехнике, но и на аренде помещений: многие экспедиционные компании полностью или частично перешли на «удалёнку».
Консолидация, свойственная рынку грузоперевозок, затрагивает и экспедиторов. Сегодня в России существуют крупные компании федерального уровня, которые присутствуют практически во всех регионах страны и возят самые разные грузы для самых разных клиентов.
Жизнеспособность отрасли напрямую зависит от экономической ситуации: если из-за приостановки или закрытия предприятий грузов станет меньше, ставки упадут, и прибыль уменьшится, а работать станет сложнее. Тем не менее, покуда в стране есть предприятия, которым нужно возить грузы, услуги экспедиционных компаний останутся востребованными.