Разбираемся, какой коммерческий транспорт нужно оснащать тахографом (спойлер: практически весь — за редким исключением).
Тахограф — устройство, отслеживающее работу водителя и скорость (а иногда и другие параметры) транспортного средства. Тахограф контролирует работу водителя коммерческого транспорта. Российское законодательство обязывает владельцев такого транспорта устанавливать тахографы на большую часть коммерческих автомобилей, грузовых и пассажирских.
Какие грузовики должны быть оснащены тахографами?
Ответ на этот вопрос содержится в документе, регламентирующем требования к тахографам — 440 приказе Минтранса. Это:
- Любые грузовики массой более 3,5 тонн, эксплуатируемые физлицами;
- Любые транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юрлицами и ИП.
Иными словами, тахограф должен быть в каждом грузовике, разрешенная максимальная масса которого превышает 3,5 тонны.
Оговорка о физических лицах в законодательстве неслучайна: ранее им разрешалось не устанавливать тахографы на грузовые автомобили, используемые для собственных нужд, но водители часто пользовались этой «лазейкой» и осуществляли коммерческие перевозки, не используя тахограф.
Среди перевозчиков до сих пор популярны шутки о водителях, которые сообщали остановившим их инспекторам ГИБДД, что везут большую (и явно коммерческую) партию специфического груза «себе на дачу».
В то же время грузовики, массой менее 3,5 тонн, можно не оснащать тахографами, т.е. большинству LCV они не нужны, даже если они выполняют коммерческие перевозки.
Один из самых популярных запросов в поисковиках, связанный с тахографами — «Нужен ли тахограф на “Газель”». Очевидно, что большинству малотоннажников Горьковского автозавода весом до 3,5 тонн контрольные устройства не нужны. Устройство, однако, понадобится для “Газелей” повышенной грузоподъемности, например, для фургона Next с максимальной массой 4,6 тонны.
Очевидно, что и у других популярных моделей малотоннажников могут быть более грузопдоъемные версии, поэтому если возникли сомнения — лучше заглянуть в СРТС: там указана его разрешенная максимальная масса.
Среди перевозчиков регулярно возникают слухи о том, что правительство может обязать их использовать тахографы и на малотоннажниках. Но явных предпосылок для этого нет, а вот слухи об ужесточениях законодательства в профессиональной среде появляются с завидной регулярностью — вплоть до распространения системы “Платон” на легковые автомобили. К счастью, подтверждаются такие слухи чрезвычайно редко.
Нужно ли устанавливать тахограф на спецтехнику?
Особняком стоит спецтехника: на многие её виды тахографы устанавливать не нужно. В приложении No2 к 440 приказу приводится перечень “освобожденных” от тахографов видов спетцехники. Это:
- автобетононасосы, бетоносмесители и гудронаторы;
- автокраны, автоэвакуаторы, автоподъемники;
- машины, использующиеся для нужд коммунального хозяйства и содержания дорог;
- самоходная сельскохозяйственная техника;
- машины для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
- машины для перевозки денег (инкассаторские) и ценных грузов;
- автоподъемники;
- пожарные автомобили и машины скорой медпомощи, передвижные медицинские комплексы на;
- автолавки, автобусы ритуальных услуг;
- передвижные лаборатории, мастерские, телестудии.
При этом в документе ничего не сказано об автомобилях с кранами-манипуляторами — следовательно, их необходимо оснащать тахографами.
Почему для машин с КМУ сделано исключение — неизвестно, но следует отметить, что зачастую такая спецтехника используется в качестве обычного грузовика для перевозки самых разных грузов, поэтому в действиях чиновников, уравнявших автокраны с обычными большегрузами, усматривается логика.
На какие машины не нужны тахографы?
Список коммерческого транспорта, для которого не требуются тахографы, также содержится во втором приложении к 440 приказу. Это в первую очередь большегрузы и автобусы, принадлежащие различным государственным структурам. Выделяются они по признаку регистрации.
Если ТС зарегистрировано органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами транспортного надзора или ВАИ, тахограф устанавливать не нужно.
Также тахографы не обязательно использовать владельцам машин, которые не выезжают на дороги общего пользования (например, использующиеся для развозки пассажиров или перевозки грузов на территории предприятия). Тахографы, кроме того, не нужны машинам, проходящим дорожные испытания и учебным ТС.
Кроме того, 440-й приказ Минтранса освобождает от необходимости установки тахографов владельцев ретротехники — т.е. грузовиков и автобусов, которым "исполнилось" более 50 лет. Важное условие: такие машины не должны использоваться по прямому назначению (перевозка грузов и/или пассажиров), а двигатель внутреннего сгорания, детали кузова и рама должны оставаться оригинальными (допускается реставрация). Иными словами, речь идёт о музейных экземплярах, представляющих коллекционную или историческую ценность.
Интересный факт: ранее это правило действовало для автомобилей, возраст которых превышал 30 лет, но совсем недавно максимальный возраст, необходимый для признания ТС «ретротехникой» был повышен. Возможно, это следствие устаревания автопарка: средний возраст грузовика в России аналитического агентства «АВТОСТАТ» в 2020 году превысил 21 год.
440-й приказ утверждает необходимость применения тахографов с блоком СКЗИ, но для перевозок в другие страны такие тахографы не подходят. Если транспортное средство оснащено тахографом ЕСТР, предназначенным для зарубежных поездок и используется для международных перевозок, то тахограф иного типа устанавливать не нужно.
Тахографы для автобусов
Автобусы — это коммерческий транспорт; они тоже должны оснащаться тахографами. Положения 440 приказа гласят, что тахографы должны быть установлены на всех автобусах категорий М2 и М3, если они эксплуатируются ИП или юрицами.
- М2 — это ТС с 8 или более пассажирскими местами и разрешенной массой до 5 тонн;
- М3 — ТС с 8 или более пассажирскими местами и разрешенной массой более 5 тонн.
До недавнего времени под исключение попадали автобусы, выполняющие регулярные пассажирские перевозки, но с 1 января 2022 года тахографы необходимо устанавливать и на них.
Что будет за использование ТС без тахографа?
Такое административное нарушение карается штрафом, причём для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц он может быть довольно ощутимым. Всё зависит от того, кому будет выписан штраф.
- водителя могут оштрафовать на 3 000-5 000 рублей;
- должностное лицо — на 7 000-10 000 рублей;
- индивидуального предпринимателя — на 15 000-25 000 рублей;
- юридическое лицо — на 20 000-50 000 рублей.
Проверки на дорогах явление нередкое, а размер штрафа для юрлица сопоставим со стоимостью нового тахографа, поэтому практически весь коммерческий транспорт в России сегодня оснащён этими устройствами.
У представителей отрасли нередко возникают вопросы к эффективности тахографов. Само по себе наличие устройства не делают работу водителя безопаснее, оно лишь позволяет её контролировать. В то же время в некоторых компаниях водители нередко нарушают режим труда и отдыха, чтобы доставить груз быстрее и заработать больше. Соблюдение РТО проверяется реже, а наказания за нарушения значительно мягче.
Поэтому тахограф сегодня не является 100%-й гарантией отсутствия нарушений. Ситуация может измениться, когда появятся онлайн-тахографы — устройства, которые будут передавать информацию в единую государственную информационную систему. Тогда штрафы за нарушение РТО (и другие нарушения, в т.ч. превышение скорости) станут неотвратимыми.
Переход на онлайн-тахографы планировали начать в 2022 году, но сроки могут быть сдвинуты. До тех пор российским водителям (как и водителям во всех остальных странах мира) придётся пользоваться обычными тахографами.