← Дзен

Датчики нагрузки на ось: как они работают, сколько стоят и станут ли обязательными для владельцев грузовиков?

vezikolesa.ru

В феврале стало известно, что чиновники хотят обязать владельцев грузового транспорта установить датчики осевых нагрузок. Действительно ли это так?

Датчики нагрузки на ось — это небольшие устройства, фиксирующие нагрузку на автомобиль. Конструктивно они могут отличаться в зависимости от типа подвески: например, для пневматической подвески используются датчики давления, а для механической — измерители положения или акселерометры. Но принцип их действия всегда схож: информацию с датчика передаётся на бортовое устройство (терминал).

Как распорядиться этой информацией, решает владелец транспорта. Часто доступ к ней предоставляется водителям, которые в реальном времени могут отслеживать нагрузки на оси, чтобы избежать перегрузов. Показатели каждого датчика в таком случае отображаются на экране терминала либо в мобильном приложении, установленном на телефон или планшет. Информация может передаваться по сети в корпоративную CMS, что даёт возможность удалённого контроля нагрузки в реальном времени.

Датчики нагрузок на оси автомобилей часто используются в комплексе с другими датчиками, которые отслеживают давление в шинах, уровень топлива и т.д.

Кому нужны датчики нагрузок на ось?

Этими устройствами пользуются многие владельцы грузовых автомобилей — прежде всего, чтобы избежать перегруза, размеры штрафов за который исчисляются сотнями тысяч рублей. Перегруз по оси может возникать даже в том случае, если общая масса груза не превышает допустимых значений — например, из-за смещения груза в ходе перевозки. Поэтому осевые нагрузки важно контролировать.

Датчики нагрузок на оси грузового автомобиля также могут оказаться полезными для перевозчиков насыпных грузов: они помогут полностью использовать полезную грузоподъемность транспорта, оставляя минимальный недогруз для исключения штрафа.

Ещё одно потенциально возможное применение датчиков нагрузок на ось — контроль перевозки неучтённых грузов.

Иными словами, датчики нагрузки могут быть полезны владельцам любых большегрузов — от тентованных фур до самосвалов.

Установка и стоимость

Процедура установки датчика нагрузки на ось отличается в зависимости от типа подвески и требует специфических навыков — лучше доверить её специалистам. От типа подвески зависит и стоимость датчика, в среднем она колеблется в районе 10 тысяч рублей. Если же говорить об установке датчика «под ключ» (т.е. датчики на каждой оси, терминал, интеграция с CMS), то стоимость оснащения одного большегруза может приблизиться к сотне тысяч рублей.  

Не исключено, что цены на датчики (как и на любую другую телематику) в ближайшее время будут расти из-за санкций, низкого курса рубля и дефицита микроэлектроники.

Такие затраты могут показаться большими. Многие перевозчики называли непосильными расходы, связанные с установкой тахографов, а стоимость контрольных устройств не превышает 30 тысяч рублей. С другой стороны, штрафы за перегруз в России настолько велики, что выявление единичного нарушения с помощью датчиков нагрузки на ось может многократно «отбить» стоимость одного штрафа. Поэтому для принятия решения об оснащении автопарка датчиками нагрузки на ось следует трезво оценить возможные риски. Очевидно, что перевозчикам, имеющим долгосрочные контракты на перевозку легких грузов, датчики скорее всего ни к чему, а вот владельцам самосвалов, перевозящих тяжелые грузы по дорогам общего пользования на большие расстояния, они могут пригодиться.  

Обязательно ли использование датчиков нагрузок на ось?

Нет, датчики нагрузки на ось автомобиля перевозчики могут использовать исключительно по желанию владельца ТС.

Но есть вероятность, что в будущем их использование станет обязательным — в феврале 2022 года об этом заявил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, побывавший на заседании Общественного совета при Ространснадзоре.

Чиновники рассматривают датчики нагрузки на ось как альтернативу дополнительным стационарным весам на автоматических пунктах весового и габаритного контроля (АПВГК). К работе автоматических весов нередко возникают нарекания, а их показания не всегда соответствуют действительности. Уже несколько лет перевозчики говорят о необходимости размещения контрольных весов рядом с автоматическими — чтобы водитель мог заехать на них и проверить, перегружен ли автомобиль на самом деле. Но, по мнению чиновников, обустройство каждой АПВГК такими весами потребует очень больших финансовых затрат.

Назвать такое решение оптимальным нельзя. Для этого придётся обязать всех без исключения перевозчиков оснастить машины датчиками нагрузки на оси. На каждый грузовик, по оценке Владимира Матягина, придётся потратить от 30 до 100 тысяч рублей, а в масштабах страны затраты будут исчисляться десятками миллиардов.

В нынешних условиях усиление финансового давления на бизнес автоперевозок (который отличается сравнительно низкой рентабельностью) крайне маловероятно.

Ещё один аргумент не в пользу телематики: данные датчика автомобиля не могут использоваться в качестве доказательства, так как датчики не проходят метрологические проверки. Иными словами, доказать отсутствие перегруза, используя показания датчика, в условиях нынешнего законодательства просто невозможно. А вот стационарные весы, установленные рядом с АПВГК, могли бы проходить регулярные проверки, и результаты взвешивания на этих весах могли бы считаться основанием для отмены штрафа.  

Возможно, когда-нибудь датчики нагрузки на ось действительно станут обязательными, но, по всей видимости, произойдёт это нескоро.