Резкое подорожание топлива, грузовиков и запчастей привело к повышению ставок, которые продолжат расти и в наступившем году. Но рентабельность бизнеса автоперевозок остаётся низкой. Может ли ситуация измениться?
Прогноз на 2022 год: +50% и больше, если случится что-то неожиданное
В минувшем году ставки на перевозки по России выросли на 21% — таковы данные Биржи грузоперевозок ATI.SU. Средняя стоимость рейса увеличилась с 35,1 до 45,3 тысяч рублей. Вырос и спрос на перевозки: заявок стало больше на 46%.
— Мы ожидаем, что в 2022 году спрос продолжит расти, а вслед за ним — и цены на перевозки, — говорит Святослав Вильде, основатель и директор ATI.SU, — в 2021 году компании столкнулись с тем, что привычные логистические схемы не работают. Грузоотправителям сложно находить исполнителей даже по повышенным ставкам, а перевозчикам не хватает водителей. Эти тенденции носят долгосрочный характер.
Роста ставок ждут и перевозчики. Владелец и руководитель транспортной компании «ЛидерТранс» Михаил Устюжанин уверен, что перевозки подорожают ещё ощутимее — в первую очередь из-за резкого усиления финансовой нагрузки.
— Весной 2021 года мы покупали топливо на бирже оптом, по 42 рубля за литр. Сейчас цена зимнего дизеля поднялась до 57, а кое-где на востоке страны перевалила за 60 рублей. Фуры и у нас и у других крупных компаний зачастую работают на длинном плече и заправляются именно там, где дизель дороже всего, — объясняет предприниматель.
Расходы на топливо, отмечает Михаил Устюжанин, традиционно оцениваются в 35-38% от общей суммы расходов перевозчика. Подорожание топлива с 42 до 60 рублей (на 42%) увеличит общие расходы на 15,7%. Рост цен на технику (прицепы и полуприцепы) в 2021 году составил 30%; прибавим к нему повысившийся на 5% курс евро — и получим 35%, или +11-12% к общим расходам. Подорожало и техническое обслуживание — по словам предпринимателя, сервисы уже прислали клиентам письма о повышении цен. Из-за этого общие расходы вырастут на 4-5%. Подорожание кредитов и лизингов соразмерно повышению ключевой ставки, которая с 4,25% выросла до 8,5%. Административные расходы (аренда недвижимости, индексация зарплат офисных сотрудников) прибавят к общим расходам около 2%; столько же добавят подорожавшие почти в два раза шины. Новый тариф «Платона» и увеличение стоимости проезда по платным дорогам прибавят к расходам ещё один процент.
Все эти факторы уже повышают расходы перевозчиков как минимум на 40-42%. Если учесть, что топливо продолжит дорожать, а инфляция — разгоняться, можно увеличить полученные цифры до 50%. Настолько, по мнению руководителя «ЛидерТранс», вырастут и тарифы на перевозки — в противном случае бизнес перевозчиков станет убыточным.
— Мы прогнозируем повышение стоимости фрахта на рынке в этом году на 50%, если не будет шоковых потрясений вроде локдаунов, резкого роста цен на топливо или остановки производства тягачей. Именно для того, чтобы компенсировать растущие затраты. Будет хорошо, если перевозчик сумеет немного увеличить рентабельность, оставить себе хотя бы 5% от суммы, на которую повысится тариф.
Почему российским перевозчикам трудно зарабатывать?
Сейчас Михаил Устюжанин находится в США — сюда он приехал, чтобы навестить знакомых из Набережных Челнов, перебравшихся в Америку и начавших бизнес в сфере грузоперевозок. Здесь тарифы с начала пандемии выросли вдвое из-за острейшей нехватки водителей, справиться с которой не помогает даже большое число мигрантов, задействованных в отрасли. Дефицит дальнобойщиков усугубляется, но рентабельность бизнеса остаётся высокой.
— Наёмный водитель может получать до 10 тысяч долларов в месяц, при этом владелец машины будет получать столько же. И это не предел: я встречался с нашими ребятами, которые умудряются выжимать из машины и 15, и 20 тысяч долларов, — рассказывает Михаил Устюжанин. — Почему у нас такое невозможно? Потому что люди не ценят себя, не уважают свой труд. Они работают по принципу «лишь бы отбить лизинговый платёж» и зачастую получают меньше, чем наёмные водители.
Американские компании работают с клиентами на более гибких условиях. Заключая долгосрочные контракты, они учитывают в них возможные колебания цен на топливо, ставки ФРС (аналог ключевой ставки) и другие факторы.
— У нас же и перевозчики, и их клиенты нередко становятся заложниками контрактных обязательств. Когда тендер заключён на полгода-год, а поменять тарифы нельзя, начинается чехарда: незакрытые рейсы, двух-трёхдневные опоздания на погрузку, ненужные разговоры о том, что перевозчики якобы «выкручивают руки»,
— рассказывает Михаил Устюжанин. — Клиентов в нашем портфеле более тысячи, и лишь двое или трое из них прописали в контракте формулы изменения тарифов в зависимости от колебаний стоимости топлива и курсов валют. При этом большинство клиентов стоят на позиции «есть контракт — будьте любезны выполнять его условия». Мы по таким контрактам даём минимальные гарантированные обязательства и, если клиент повышает их, говорим, что не готовы с ним работать.
Сравнивая автоперевозки в России и США, нельзя не отметить бо́льшую производительность труда американских водителей. РТО позволяет им находиться за рулём 11 часов в день: за это время при ограничении 70-75 миль в час машина проезжает около 700 миль (1126 километров) – почти в два раза больше, чем может проехать российский водитель за девятичасовую смену. Даже если учесть нарушения РТО, которые происходят в России повсеместно, американский показатель остаётся недостижимо высоким.
— В США для машины, которая ходит на дальние расстояния, считается нормальным в месяц проезжать до 28 тысяч километров с одним водителем. На коротком плече (300-500 километров) пробеги до 18 тысяч. Так что мы в России занимаемся чем угодно, но не перевозками, — отмечает Михаил Устюжанин.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, глава «ЛидерТранс» видит положительные перспективы для российского рынка.
— Главная проблема США — дефицит дальнобойщиков — актуальна и у нас. С каждым годом нехватка водителей ощущается всё сильнее. Она влечёт за собой и дефицит доступного транспорта, ведь толку от фуры немного, если её некому водить. Не исключено, что в будущем именно возросшая ценность специалистов, опытных дальнобойщиков, приведёт к структурным изменениям и позволит повысить не только зарплаты водителей, но и рентабельность бизнеса перевозок в целом, — допускает предприниматель.