← Дзен

УКЭП в тахографах. Риски превращаются в реальность

gygol.ru

Настоящая статья — открытое обращение Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) к Министру транспорта РФ Савельеву В.Г., раскрывающее проблемы в российской тахографии с предложениями их решения.

Затопление — почти рядовое событие в нашей сегодняшней жизни, но затопление в неординарном месте — на серверах МВД (ГИБДД) мотивировало Ассоциацию вернуться к теме усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) в тахографах.

Первый раз проблематика была поднята в обращении АТЭС в Правительство и публичными статьями в конце лета текущего года: ATI.SU«Коммерсантъ».

Казалось бы, какая связь может быть между УКЭП в российской тахографии и затоплением сервера МВД (ГИБДД)?

В момент бездействия сервера СМИ массово обсуждали проблему невозможности сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения, проведения регистрационных действий в ГИБДД/МРЭО, иные сложности, связанные с этим происшествием. Никто не затронул проблемы трехдневного полного паралича в деятельности мастерских по установке и обслуживанию тахографов, а также прекращения выпуска карт тахографов. Для многих тема тахографии узконаправленная и специфическая. Однако, за ней скрывается бюджет неэффективно потраченных только государственных финансов в размере 51 миллиона рублей!

Летом 2021 года поменялся Удостоверяющий Центр (УЦ), выпускающий криптографические ключи для блоков СКЗИ тахографа и карт тахографа. Предыдущий и новый УЦ — это независимые от Минтранса юридические лица, получившие преференции для выпуска криптографических ключей создания электронной подписи. Один УЦ был, один после смены и остался. Не вдаваясь глубоко в нюансы деятельности УЦ, отметим, что до смены игроков рынка процедуры выпуска ключей электронной подписи проходили без напряжения и больших задержек, в «лайт-варианте». После смены УЦ возникла необходимость перед выпуском ключей предоставить значительно больший объем документов, сведения из которых прогоняются через Систему Межведомственного Электронного Взаимодействия (СМЭВ). Если хотя бы один из запросов не проходит, УЦ отказывает в выпуске и выдаче ключей для электронной подписи. Проверка по базе ГИБДД является одним из этапов проверки данных для выдачи криптографических ключей.

Ранее процедуры выпуска ключей в среднем имели продолжительность от 20 минут до 2 часов. После смены УЦ время выпуска ключей стало непредсказуемым. Увеличение связано с расширением цепочки участников процесса.

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» не установило максимального периода времени, в течении которого должен быть сформирован ответ на запрос. «Регламент взаимодействия участников информационного обмена…» ограничивает только срок ответа по письменным запросам данных, но не ограничивает ответы по времени о запрашиваемых или подтверждаемых данных. В результате непредсказуемости получения ответов перевозчик может ожидать начала обслуживания тахографа час, два или несколько дней.

В то же время у Минтранса имеется собственный удостоверяющий центр, на который потрачено более 51 миллиона рублей. Но возникает загвоздка в невозможности выполнения этой процедуры УЦ Минтранса. Он не является аккредитованным в понимании 63-ФЗ, а значит, не может выпускать квалифицированные сертификаты и ключи создания квалифицированной электронной подписи. Возникает дилемма: либо провести аккредитацию УЦ Минтранса, потратив более 1,1 млрд. руб., либо изменение всего одного слова в приказе № 440 Минтранса позволит министерству отчитаться об эффективно потраченных и используемых бюджетных средствах, взять под полный контроль процедуры выпуска криптографических ключей для тахографов, избавиться от зависимости деятельности третьих лиц, напрямую несвязанных с безопасностью дорожного движения и функционирования транспортного комплекса страны.

Потери от простоя тахографических мастерских для страны в целом, для общества и граждан — в частности, могут оказаться более существенными, чем от неполучения водительского удостоверения или невыполнение регистрации ТС. Ассоциации доподлинно известно, что ряд мастерских не смогли обслужить десятки автомобилей, оснащённых тахографами. Эти автомобили вместо выполнения заранее запланированных рейсов с продуктами питания, сырьём и материалами для производств, промышленной продукцией и многим другим простаивали около мастерских или на стоянках. Хорошо, если водители автомобилей находились дома. Многие из водителей выполняли междугородние рейсы, поэтому им пришлось жить в кабине в ожидании работы системы. Время вынужденного простоя сложно назвать отдыхом. Помимо прямых потерь и неустоек от остановки транспортного бизнеса перевозчик должен оплатить водителю нахождение на рабочем месте. И все это пришлось на предновогодний пик в транспортной загрузке, когда ощущается острая нехватка свободных транспортных средств.

Проблемы, связанные с обслуживанием тахографов в мастерских, коснулись не только грузового транспорта. Пострадал и общественный пассажирский транспорт.

Осталось всего несколько дней до вступления в силу пункта 1 постановления Правительства РФ от 3.12.2020 г. № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" в части городских перевозок — с 1 января 2022 года автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, должны быть оснащены тахографами (пригород и межгород должен был быть оснащён ранее).

В крупных городах значительная доля пассажирских автопарков принадлежат городским властям, то есть их финансовая деятельность осуществляется из бюджета. Количество автобусов, выходящих на линию, ограничено. Регулярные перевозки автобусами осуществляется по расписанию. Сбой в работе одного звена цепочки приводит к проблемам работы системы городского общественного транспорта в целом. А сбой работы общественного транспорта в Москве — это не только невыполнение все более значимых его функций для мобильности москвичей и гостей столицы, а ещё социальная напряжённость и перебои в функционировании городских служб из-за сложности перемещения работников до рабочего места.  

Предчувствуя неспособность обеспечения выполнения требований уже принятых приказов, Минтранс разместил на общественное обсуждение для прохождения процедуры ОРВ на портале проектов нормативных правовых актов проект приказа о переносе сроков начала регулярных пассажирских городских перевозок автобусами, оснащёнными тахографами на 1 марта 2023 года.

За 9 лет развития тахографии в РФ (СКЗИ) нормально функционирующей системы контроля деятельности водителей и перевозчиков так и не создано. Есть бизнес, связанный с установкой и заменой СКЗИ, есть бизнес, связанный с производством, установкой и обслуживанием тахографов, нет обеспечения равных условий на рынке для перевозчиков, соблюдения социальных гарантий водителей и обеспечения безопасности дорожного движения.

Затопление серверов ГИБДД вовсе не является первопричиной бардака в российской тахографии. Корни проблем кроются в игнорировании логики и здравого смысла при формировании норм и требований в нормативных правовых актах. По-прежнему превалирует наплевательское отношение к проблемам и рискам исполнителей, которые должны выполнять необоснованно высоко задранные требования. Спасает перевозчиков классический российский подход: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Ассоциация неоднократно заявляла, что необходимым и достаточным условием применения в тахографах является Усиленная НЕквалифицированная Электронная Подпись (УНЭП). Такой вид электронной подписи определён в 63-ФЗ. Закон определил условия и правила, при которых УНЭП признаётся юридически значимой, равной собственноручной подписью. Внедрение УНЭП в тахографы позволит Минтрансу использовать созданный УЦ и избавит от необходимости дополнительных трат в размере 1,1 млрд. руб. на аккредитацию УЦ. Использование УНЭП позволит разрешить подавляющее большинство рисков для водителей и перевозчиков. Проблемы, возникающие у третьих сторон, неподконтрольных Минтрансу останутся в стороне от жизнеспособности системы тахографии. Если бы на момент затопления серверов ГИБДД применялась УНЭП, то работа тахографических мастерских и, соответственно, перевозчиков не остановилась бы. Применение УНЭП в тахографах принесёт одни плюсы. Пострадают только лица, связанные с процессами генерации ключей для создания УКЭП, которые не смогли выполнить взятые на себя обязательства из-за аварии на серверах ГИБДД.

Важный нюанс! Описанные выше проблемы не существуют в системах тахографии ЕСТР и ЕС. На активацию новых тахографов мастерская тратит всего 10-15 минут. При этом не требуется обращения во внешние информационные системы или организации. Система имеет достаточный уровень информационной безопасности, достоверности и доверия к данным о деятельности водителей. При осуществлении деятельности контролирующими органами России не возникает сомнений в показаниях тахографов ЕСТР.

Система тахографии ЕСТР работает в России параллельно с локальной системой, основанной на требованиях Приказа Минтранса № 440. Может, имеет смысл использовать опыт применения тахографов ЕСТР для улучшения национальной системы тахографии?

АТЭС в очередной раз предлагает Минтрансу России принять меры для исключения необоснованных требований к тахографам, производителям тахографов и карт тахографов, водителям и перевозчикам, обеспечить нормы законодательства, позволяющие перевозчикам заниматься основной видом деятельности — перевозкой пассажиров и грузов, а не ожиданием решения проблем, возникающих у третьих лиц.

PS. Описанные в статье события, не являются экзотическими для тахографических мастерских. Форумы тахографистов полны приветственными сообщениями: «АРМ у всех не работает?», «Белый экран. Нет, не работает», «Похоже в Москве опять не успели закрыть дамбу», «АРМ не работает, есть ли смысл ехать на работу?», «Очень часто у них стали возникать проблемы, раньше такого не было»


Рисунок 1. Снимок экрана неработающего АРМ

PPS. Во время подготовки статьи к выходу, 23 декабря 2021 г., тахографические мастерские и перевозчики в очередной раз более 7 часов простаивали из-за проблем генерации системы криптографических ключей. Фактически у мастерских выпал целый рабочий день. Опять по всей стране возник простой десятков транспортных средств. Видимо, приближается момент, когда мастерские и перевозчики будут вынуждены предъявить претензии Минтрансу России, который создал мертворождённую систему, неспособную выполнять возложенную на неё функции.

Ассоциация Транспортных Экспертов и специалистов

Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции