← Дзен

Карты тахографа — угроза для собственности их владельцев

geolead.ru

Использование квалифицированной электронной подписи (КЭП) в картах тахографов вредит перевозчикам и ставит под угрозу водителей, данными которых могут воспользоваться мошенники.

В «Коммерсанте» вышла статья, которая затрагивает потенциальные проблемы большинства водителей грузового автотранспорта. Наверное, не только у нас возникли вопросы после её прочтения. ATI.SU обратилась к Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) с просьбой подробнее объяснить ситуацию.

Почему вы обратили внимание на проблему применения электронной подписи в работе с тахографами?

— Основной принцип работы АТЭС: если есть инструмент регулирования, то он либо должен эффективно работать, либо от него необходимо избавляться, так как неработающий инструмент компрометирует всю систему. От этого страдают или не развиваются основные направления бизнеса членов и партнеров Ассоциации: инструменты контроля режимов труда и отдыха водителей (РТиО), технологии соблюдения весогабаритного параметра, перевозка опасных грузов, организация дорожного движения, безопасность и сохранность грузов, а также цифровизация этих и иных процессов, связанных с перевозками грузов и пассажиров.

Ассоциация внимательно отслеживает НПА в транспортной деятельности. Причем не только российские.

Тема контроля времени вождения и времени отдыха (у нас ее предпочитают называть РТиО) очень актуальная и «горячая» не только в России, но и за рубежом — в ЕС, США, Бразилии и других странах.

В РФ только два нормативно-правовых акта посвящены контролю времени деятельности водителей. Это приказы Минтранса. Один устанавливает нормы времени, а другой — требования к оборудованию, т.е. тахографам, с помощью которых можно контролировать соблюдение водителями норм времени.

Законодатель регулярно вводит новые требования в отношении электронной подписи. В настоящее время происходит подготовка к вступлению с 1-ого января 2022 года новых требований к электронной подписи. Результатом подготовки является неразбериха с подготовкой данных для создания ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов проверки электронной подписи. Тахографические мастерские лихорадит от нововведений. Мастерские и перевозчики испытывают колоссальные неудобства и трудности, не могут эффективно осуществлять свою основную деятельность, а вынуждены заниматься бессмысленной «бумажной» работой.

Необходимо понимать, что квалифицированная электронная подпись должна приниматься везде безо всяких оговорок, допущений и ограничений. А что греха таить, не все российские водители обладают необходимым уровнем знаний и подготовки, чтобы отдавать себе отчёт о последствиях применения квалифицированной электронной подписи. Документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, безоговорочно принимается, как подписанный собственноручной подписью. И неважно, данные это о времени вождения, заявление на открытие юридического лица или договор купли-продажи квартиры/машины/земельного участка.

Каким образом АТЭС пришла к своим заключениям?

— Для выяснения деталей, связанных с картами тахографа, специалисты Ассоциации выгрузили из карты водителя сертификаты проверки ключей электронной подписи и не смогли на общедоступных ресурсах проверить «квалифицированность» выгруженных сертификатов. Ни одна из систем не подтвердила, что подпись является квалифицированной.

В связи с невозможностью самостоятельно проверить «квалифицированность» электронной подписи, данных и сертификатов, Ассоциация обратилась в Минцифры за разъяснениями, предоставив выгруженные данные из карты водителя. В своём обращении АТЭС просила сообщить каким образом при помощи общедоступных информационных ресурсов проверить квалифицированные электронные подписи к файлам, выгруженным из карт водителей и тахографов, и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи. Как инструментально и документально подтвердить, что содержащиеся в карте водителя сертификаты соответствуют требованиям Федерального Закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В ответе Минцифры говорится: 

«Доступ заинтересованных лиц к реестру квалифицированных сертификатов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется путем размещения, формирования и ведения реестра квалифицированных сертификатов в информационной системе головного удостоверяющего центра. Получить доступ к информационной системе головного удостоверяющего центра с целью получения сведений из реестра квалифицированных сертификатов можно в разделе «Проверка электронной подписи и сертификата» портала уполномоченного федерального органа в сфере использования электронной подписи, ссылка: https://e-trust.gosuslugi.ru/#/portal/sig-check Аккредитованный удостоверяющий центр обязан предоставлять безвозмездно любому лицу по его обращению сведения, содержащиеся в реестре квалифицированных сертификатов. Кроме того, проверить квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, а также УКЭП возможно в разделе «Подтверждение подлинности электронной подписи» портала государственных услуг, ссылка: https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds/».

По применению электронной подписи в тахографах Минцифры порекомендовало обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации.

Вместо ответов по существу на заданные вопросы из Минтранса России Ассоциация получила цитирование Приказа № 440 министерства и за дальнейшей информацией была перенаправлена к производителю карт. То есть, фактически регулятор делегировал полномочия по регулированию и администрированию государственной функции обычному хозяйствующему субъекту. Иными словами, регулятор издал Приказ и никак не отреагировал на возможность его неработоспособности в части проверки юридически значимых данных. Ответ свидетельствует либо о полной профессиональной непригодности специалистов Минтранса, либо о корыстных целях, связанных с покрытием непрозрачной деятельности некоторых хозяйствующих субъектов. Вопрос о проверке УКЭП на карте водителя и в тахографе покрыт мраком, а значит высока возможность несанкционированного использования УКЭП злоумышленниками.

В каких бизнес-процессах она стала наиболее критичной?

— Система «карта тахографа – тахограф» фактически замкнутая. Профессионально ее используют только для контроля соблюдения нормативов режимов труда и отдыха водителей (РТиО). Потребности в УКЭП для этого нет. А вот возможность воспользоваться УКЭП в криминальных целях появляется.

К каким финансовым затратам может привести пятидневный простой транспорта для проверки и верификации электронной подписи водителя? Можете ли назвать средние цифры?

— Наверное, проще всего привести самый примитивный расчет экономики работы автотранспорта. 5 дней это рабочая неделя. Большинство коммерческих автотранспортных средств работают по принципу: 3 недели — на покрытие расходов, 1 неделя (или меньше) — на прибыль. То есть, простой автомобиля на 5 дней лишает его владельца месячной прибыли.

Какой вид подписи подошёл бы для тахографов в массовом использовании?

— Предложение АТЭС, высказанное в обращении Председателю Правительства РФ, заключается в применении в тахографах усиленной неквалифицированной электронной подписи, которая полностью соответствует 63-ФЗ, технически, технологически, математически, криптографически и т.д. абсолютно идентична усиленной квалифицированной электронной подписи. Единственное и самое главное ее отличие — лицо, выпускающее неквалифицированную подпись, не обязано быть аккредитовано, как удостоверяющий центр, а признание подписи основывается на заключении соглашений между участниками информационного обмена. Таким образом, если не будет соответствующего соглашения, то и подписание договора продажи недвижимости не будет иметь юридической силы.

Создание усиленной квалифицированной электронной подписи требует проверки данных заявителя в системе межведомственного электронного взаимодействия (по регламенту СМЭВ проверка может длиться до 5 дней). Для СМЭВ Артём и Артем совершено разные люди, даже если у них совпадают все остальные данные.

Для неквалифицированной электронной подписи в системе тахографии, которая является замкнутой на себя, такие доскональные проверки необязательны. Для контроля РТиО водителей необходимо и достаточно, чтобы написание на карте совпадало с написанием в водительском удостоверении, поэтому срок выпуска неквалифицированной подписи сокращается до нескольких минут. Водителю не придётся проходить круги ада СМЭВ, а выпуск карты взамен использованной до окончания срока её действия, позволит обеспечить непрерывность работы водителя без смены автомобиля, на котором не должен быть установлен тахограф, владельца автомобиля, специалиста мастерской.

В каких случаях при перевозках вы считаете разумным ее ставить?

— Неважно каким образом подписан документ — собственноручно на бумаге или электронной подписью в цифровой системе, юридическая сила у них одинаковая и последствия тоже одинаковые. Законодательство требует юридического подтверждения действий водителя. А цифровизация невозможна без цифровых (электронных) документов, которые могут быть подписаны только электронной подписью. Таким образом, любые небумажные юридически значимые документы должны быть подписаны цифровой подписью. Это касается любой сферы деятельности. А вот какая конкретно подпись должна использоваться, зависит от области применения — системы, в которой она используется.

Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции