Житель Барановичей Алексей Шугаев, прославившийся у себя на родине как активист велодвижения, отправился покорять Европу. Он обучился в Литве на дальнобойщика, и устроился на работу в одну из местных компаний.
В странах Евросоюза в дальнобойщики берут шофёров в возрасте от 20-ти до 50 лет, поэтому Шугаеву, решившему освоить новую профессию в 47 лет очень повезло. Однако нельзя сказать, что опыта работы шофёром у него совсем не было, так как Сергею уже доводилось быть водителем самосвала и таксистом.
"В каком-то смысле мне повезло — я успел запрыгнуть, так сказать, в последний вагон. Если бы тянул время и раздумывал, идти в эту профессию или нет, боюсь, не взяли бы из-за возраста", — говорит наш герой.
После двух месяцев работы Алексей Шугаев дал большое интервью изданию Intex-press, в котором рассказал, как изменилась его жизнь и о том, каково это быть дальнобойщиком в европейской компании.
По словам Шугаева, из стран СНГ в Европу работать дальнобойщиками едут представители самых разных профессий — бывшие учителя, врачи, милиционеры, потому что здесь есть "возможность заработать хорошие деньги". Он признаётся, что работая на родине, не мог себе позволить "хорошие витамины" или качественную одежду даже с учётом отсутствия у него вредных привычек.
"Безусловно, первое время втянуться в профессию сложно. Была какая-то паника и отчаяние. Боялся, что у меня что-то не получится, что подведу руководство, поэтому плохо спал и с тревогой ждал новых заказов. Не скрою: поначалу были мысли все бросить и поехать домой. Но когда видишь, что за рулем большегрузов ездят даже девушки и они прекрасно справляются со своей работой, понимаешь: могут они, смогу и я", — рассказывает Алексей Шугаев.
Условия
Все документы, необходимые Шугаеву для переезда и работы, оформил работодатель. Обучение он проходил в небольшом городке близ Каунаса с узкими улицами, чтобы будущий водитель мог подготовиться к европейским реалиям. А после успешной сдачи экзамена у него была двухнедельная стажировка по маршруту Швейцария-Дания-Франция-Австрия-Италия с проездом через альпы.
На протяжении рейса шофёра сопровождает менеджер, который информирует его о заказах и маршрутах. По словам Алексея Шугаева, если с ними быть в нормальных отношениях, можно получить "добро" на отдых раньше положенного, чтобы, к примеру, на следующий день выехать до появления пробок на дорогах. Причём о предстоящем маршруте шофёр заранее ничего не знает, его всегда ставят перед фактом.
За повреждение машины или груза компания штрафует водителей. Однажды наш герой попал в небольшое ДТП в Швейцарии, за что был оштрафован на 600 евро. Тем не менее за два месяца работы, как утверждает Шугаев, он заработал на порядок больше, чем он получал в Белоруссии. Полиция и транспортная инспекция тоже очень жёстко следят за соблюдением порядка: "Всегда проверяют все документы и работу тахографа, врать или юлить им нет никакого смысла. Себе же хуже. "Если с машиной что-то случается во время отсутствия водителя, ему также придётся отвечать перед работодателем."
Ещё одна сложность, к которой приходится привыкать дальнобойщику, недавно начавшему колесить по Европе, заключается в "акклиматизации": "Каждый новый день – это новый маршрут, новая страна". Хоть языковой барьер иногда и препятствует общению, Алексею Шугаеву хватает "базового английского" и объяснений "на руках". Кроме того, в Европе нередко можно встретить русскоговорящих.
В целях экономии Шугаев живёт и готовит в машине, как и многие другие, дальнобойщики. Его фура оборудована множеством розеток и холодильником.
Отдых
В свободное время наш герой посещает интересные места и ведёт видеоблог на YouTube, где рассказывает о своих приключениях. Алексей рад, что работа открывает ему возможность посмотреть мир. "К примеру, мне довелось побывать в Амстердаме и в голландском городке Мёйдене, рядом с которым у меня была стоянка. Это совершенно потрясающие места, ничего подобного я в жизни не видел! Катера, пароходы, мосты… Вот за такие моменты эту работу действительно любишь – это прекрасная возможность посмотреть мир. Если представится возможность, обязательно посещу Рим, Венецию и Париж", — делится он своими впечатлениями.
Что касается дорог, Шугаев отмечает их "поразительно высокое качество" в Голландии, Германии и Швейцарии. А вот извилистые дороги Бельгии, где ещё и предостаточно ям, ему не понравились. Бельгии блогер и водитель даже посвятил отдельный ролик, где объяснил, почему не любит там ездить, но всё же хвалит бельгийцев за приветливость и сервис.
Алексей придерживается здорового образа жизни: занимается бегом, делает зарядку, отжимается и прыгает через скакалку, а в ближайшее время хочет приобрести складной велосипед, который было бы удобно брать с собой в рейс, чтобы кататься на нём во время отдыха.
Рабы фур. Обратная сторона медали
Однако не всем устроившимся дальнобойщиками в Литве везёт, как Алексею Шугаеву. Дело в том, что в этой стране есть и недобросовестные компании, которые откровенно эксплуатируют труд приезжих, фактически делая их своими заложниками. К примеру, для них в порядке вещей заплатить всего 900 евро за целых полгода работы. Об этом литовский канал Laisvės TV снял большой двухчасовой фильм-расследование "Рабы фур".
Как выяснилось, одна из важнейших сфер экономики этой страны основана на рабском труде иммигрантов. Сегодня Литве работают около 77 тысяч водителей-дальнобойщиков, но литовцев среди них почти нет. Около 90% так называемых «фурщиков» – иммигранты, преимущественно из Украины, России, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана и даже Индии.
Устроившись на работу в Литве, они попадают в ловушку к недобросовестным работодателям, обманывающим своих сотрудников и уклоняющимся от уплаты налогов.
Целых 4 месяца журналисты Laisvės TV собирали материал для этого фильма: опрашивали сотрудников разных литовских компаний, занимающихся грузоперевозками, собирали заключения экспертов и документы.
Некоторые водители, участвовавшие в съёмках, даже попросили закрыть их лица на видео, поменять имена и не афишировать их работодателей, опасаясь мести.
В последние годы в странах Европейского Союза на рынке труда не утихает кризис, связанный с нехваткой дальнобойщиков. В связи с этим некоторые европейские перевозчики занизили критерии, предъявляемые к соискателям из других стран, в том числе — стали обращать меньше внимания на возраст и уровень владения английским языком. В свою очередь, это обстоятельство спровоцировало приток в профессию новых трудовых мигрантов, которым воспользовались и недобросовестные фирмы.