← Дзен

Как российским дальнобойщикам работать по тахографу

somanyhorses.ru

Тахографами сегодня должна быть оборудована большая часть коммерческих грузовиков.

Это устройство отслеживает соблюдение режима труда и отдыха (РТиО) водителя. Тем самым оно помогает соблюдать трудовые права дальнобойщиков и предотвращает аварии на дорогах, которые могут быть следствием усталости шофера. Расскажем в статье, как обращаться с тахографом и каким должен быть режим работы и отдыха водителей в 2021 году.

Зачем нужен тахограф, кто обязан его устанавливать

Установку и использование прибора регламентирует Приказ № 440, который был выпущен Министерством транспорта взамен предыдущего Приказа № 36. В первом приложении к новому документу прописано, что устройство должно обеспечивать постоянную, некорректируемую запись следующей информации:

  • о том, с какой скоростью и по какому маршруту следует транспорт,
  • о времени управления автомашиной и о периодах отдыха шофера,
  • о РТиО водителя транспортного средства, вождение которого входит в его рабочие обязанности.

Оборудовать тахографами транспортные средства должен работодатель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. На какие машины обязательно ставить контролирующее устройство?

  • на грузовики категории N2 (с массой 3,5-12 тонн) и N3 (с массой более 12 тонн);
  • на автобусы категории М2 (с массой до 5 тонн, с 8+ сиденьями для пассажиров) и М3 (с массой больше 5 тонн, с 8+ сиденьями).

Некоторые виды коммерческого транспорта могут работать без тахографа. К ним, например, относятся пожарные машины, кареты скорой помощи, спецтранспорт, машины, перевозящие ценные грузы. Полный список исключений представлен в Приложении № 2 к Приказу № 440.

Отметим, что и частникам, владеющим грузовиками и автобусами с максимальной массой больше 3,5 тонн, необходимо разместить в ТС тахограф.

Какие приборы разрешено использовать? Цифровые тахографы с блоком СКЗИ, либо тахографы стандарта ЕСТР, если автотранспорт задействован в международных перевозках.

Как водителю управлять устройством

Как правило, в крупных компаниях за работу с тахографами отвечает отдельный специалист. В небольших фирмах на его месте может оказаться сам владелец бизнеса. Он обязан разъяснить водителям, как обращаться с прибором.

Прежде чем выйти в рейс, шофер должен получить персональную карту водителя. Также он обязан проверить, что тахограф заправлен бумагой, и в машине есть минимум две запасные ленты. Если их нет — запросить у работодателя (владельца ТС).

В начале смены водитель вводит в левый разъем тахографа свою карту. Если шоферов двое, затем свою карту вводит в правый слот напарник. По необходимости дальнобойщики указывают пункт отправления, также необходимо и выставить предшествовавший началу смены режим — отдых или работа. У тахографа существует четыре режима: готовность, работа, управление, отдых.

«Работа». Включается автоматически вместе с зажиганием. Действует и тогда, когда автомобиль находится без движения.

«Управление» или «вождение». Как только транспортное средство начинает ехать, тахограф переключается в этот режим и действует в нем до остановки машины.

«Отдых». Устройство переходит в этот режим после выключения зажигания.

«Готовность». Можно выставить вручную. Режим стоит включать, если есть необходимость сократить фиксируемое рабочее время. Например, его можно выбрать в ожидании погрузки или во время оформления документов.

Тахограф должен работать на протяжении всей смены. В конце рабочего дня необходимо извлечь из него карту. Делать это можно только во время стоянки, но не во время движения транспорта.

Если карта или сам аппарат неисправны, дальнобойщик должен в течение семи дней прибыть в мастерскую для ремонта тахографа. Полный список соответствующих мест представлен на сайте Росавтотранса.

В дороге проверить наличие и работоспособность тахографа, а также данные с него могут сотрудники ГИБДД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. По запросу водитель должен распечатать данные тахографа.

Режим работы водителя

Нормы труда и отдыха для дальнобойщиков прописаны в Приказе № 424 Минтранса Российской Федерации. Этот документ, как и Приказ № 440, действует в нашей стране с начала 2021 года, распространяется на наемных водителей, а также на индивидуальных предпринимателей, самостоятельно садящихся за руль в коммерческих целях.

Согласно новому приказу учет времени работы дальнобойщиков может быть двух видов:

  • ежедневный,
  • суммированный.

В первом случае трудовая смена должна длиться не больше девяти часов, в неделю можно работать до 40 часов. Во втором случае в день можно трудиться по 10-12* часов, в неделю — до 56 часов, при этом общее рабочее время двух соседних недель не может превышать 90 часов.

*Увеличивать смену до 12 часов можно для того, чтобы шофер успел завершить перевозку и прибыть в место для отдыха. Также рабочий день такой длительности разрешен для водителей некоторых сфер деятельности. Например, по полсуток могут проводить за рулем коммунальщики, вахтовики, сотрудники аварийных служб, учреждений здравоохранения. Весь список смотрите в шестом пункте Приказа № 424.

Отметим, что ежедневный или суммированный учет трудочасов выбирает работодатель. При этом он должен согласовывать свои действия с профсоюзом водителей или аналогичной организацией.

Также по согласованию с представительным органом шоферов работодатель может предложить сотрудникам разделить смену на несколько частей. Необходимо соблюсти два правила:

  • первая часть не должна быть более пяти часов,
  • время перерывов между частями не должно быть больше трех часов для водителей, занятых регулярными пассажироперевозками, больше пяти часов для всех прочих.

При этом перерыв между отрезками смены шофер должен проводить в таком месте, где он сможет организовать досуг по своему усмотрению. Такой отдых между частями трудового дня не считается рабочим временем и не подлежит оплате.

Что входит в понятие «рабочее время водителей»? Согласно приказу №424 следующие пункты:

  • управление транспортным средством,
  • специальные перерывы,
  • работа, не связанная с вождением.

К последней относятся такие действия, как прохождение медосмотра перед отправкой в рейс, подготовка к выезду и окончанию смены, ожидание погрузки материальных ценностей либо пассажиров, срочные ремонтные работы в рейсе в случае поломки автотранспорта.

При этом, если дальнобойщики отправляются в рейс в тандеме, второй водитель, не управляющий ТС, не считается работающим. За нахождение в кабине он получает компенсацию, но не оплату за труд.

Перерывы для отдыха

Время отдыха делится на оплачиваемое и неоплачиваемое. К первому относится специальный перерыв. Продолжительность спецперерыва составляет 45 минут. Уйти на него водитель должен не позднее, чем через 4,5 часа после начала смены. Можно разом израсходовать все время спецперерыва, можно разбить его на две части: 15 и 30 минут.

Тем, кто занят в городских и междугородних перевозках пассажиров, Приказ разрешает разбивать спецперерыв на отрезки по 10 минут.

В некоторых случаях уходить на отдых можно не через 4,5, а через 5,5 часа. Увеличение времени до перерыва возможно, если водитель не успевает добраться до места отдыха или пункта назначения.

Неоплачиваемый отдых включает в себя:

  • Обеденный перерыв. Как правило, он приходится на середину смены, длится от получаса до двух часов. В случае длинного рабочего дня уходить на обед можно дважды.
  • Ежедневный отдых. При ежедневном учете он должен быть вдвое длиннее рабочей смены. Предположим, что водитель трудится по восемь часов в сутки, в таком случае перерыв между его сменами должен быть 15 часов. Почему 15, а не 16? Потому что необходимо вычесть час обеденного перерыва. При суммированном учете рабочего времени междусменный промежуток занимает не менее 11 часов, их разрешено поделить на две части: три и девять часов. Три раза в неделю перерыв между рабочими днями может быть сокращен до девяти часов. По необходимости каждодневный отдых разрешается заменять еженедельным.
  • Выходные дни. На еженедельный отдых отводится 45 часов. Трудиться дальнобойщикам полагается не более пяти дней подряд. Иногда, раз в две недели или реже, возможна шестидневка. Не отгулянный выходной водитель вправе взять в течение следующих трех недель. Если шоферы работают в паре, они могут трудиться по шесть дней несколько недель подряд, но тоже в последующем должны восполнить дни отдыха.

Штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха

Работодатели и водители обязаны следить за соблюдением норм, прописанных в Приказе № 424. Во время смены дальнобойщик не должен забывать выставлять на тахографе нужный режим. Если прибор будет неисправен или зафиксирует нарушения РТиО, водителя и работодателя могут оштрафовать.

Санкции предусмотрены статьей 11.23 КоАП РФ. Так, водитель, вышедший в рейс без тахографа или с неисправным устройством, заплатит 3 000 — 5 000 рублей. За нарушение РТиО с дальнобойщика могут взыскать 1 500 — 2 000 рублей. Штрафы для ИП и юрлиц в обоих случаях будут более значительными.

За отсутствие контролирующего устройства ИП отдаст 15 000 — 20 000 рублей, юрлицо — 25 000 — 50 000 рублей. Такие же взыскания предусмотрены за несоблюдение режима труда и отдыха водителя в случае, если работодатель составил некорректный график для сотрудника.

Соблюдение РТиО позволит не только избежать санкций, но и предотвратить профессиональное выгорание водителей. Поддерживать хорошее самочувствие дальнобойщиков важно для них самих и для общей безопасности на дорогах.